|
Автор |
Сообщение |
Dingo
![](images/avatars/759099943fe6b7c9257f6.jpg)
Зарегистрирован: 17.10.2003 Сообщения: 3940 Откуда: Уфа
|
Добавлено: Чт Апр 13, 2006 4:14 pm Заголовок сообщения: Аквапланирование |
|
|
Как-то я спросил своего соседа по гаражному кооперативу, готов ли он внутренне, когда едет по весенней распутице, к проблемам с управлением автомобилем? "Аквапланирования следует ожидать не тому, кто по лужам ездит, а тому, кто по ним летает", - изрек водитель-аксакал.
Действительно, разбор такой распространенной причины ДТП, как "не справился с управлением", подтверждает: чем выше скорость автомобиля на мокрой дороге, тем больше вероятность, что он всплывет. Но вместе с тем скорость - лишь одна из составляющих полетов наяву. Вспомним, что же это такое - автомобильное аквапланирование.
Примем силу сцепления автошины с сухим дорожным покрытием за единицу. Тогда сцепление на мокром асфальте окажется не более 0,5. На льду - уменьшится еще на порядок. Ну а при аквапланировании контакт протектора с дорогой отсутствует вовсе! Сила сцепления становится равной нулю. Колесо находится в свободном скольжении по водяной пленке, и возможность водителя управлять автомобилем в этот момент также практически равна нулю. Каковы же условия возникновения этого чрезвычайно опасного "водяного скольжения"?
Вот автомобиль движется по дороге, покрытой слоем воды (дождь, обширные лужи) или водно-грязевой "каши". Каждая шина постоянно выдавливает жидкую субстанцию из пятна контакта, гонит перед собой водяной вал. Испытания показали, что давление в этом вале доходит до 2 bar. Высота его может быть от 1 до 3 см. Приняв среднюю ширину протектора легковой шины равной примерно 15 см, можно утверждать, что усилие, с которым водяной клин вдавливается между шиной и дорогой, может достичь 30-40 кг.
До какого-то момента шина успешно выдавливает клин воды и создает пятно контакта с дорожным полотном. Эффективность этого процесса зависит от трех факторов: рельефа протектора, толщины водяной пленки на дороге и скорости движения автомобиля. Все эти факторы очень тесно взаимосвязаны.
Малая глубина канавок "лысеющего" колеса не в состоянии быстро освобождать зону контакта от воды. Изношенные шины даже при водяной пленке всего в 1 мм и скорости около 100 км/ч не смогут эффективно вытеснять влагу из-под колеса. Вал воды постепенно будет превращаться во все увеличивающийся водяной клин. Он оторвет шину от дорожной поверхности, и автомобиль поплывет. Экстренное торможение, к сожалению, не приводит к мгновенному прекращению аквапланирования. Да и не до торможения уже, потому что автомобиль "крутит" по дороге как попало.
Аквапланирование начинается по-разному на машинах с разными типами привода
У заднеприводного автомобиля этот эффект наблюдается вначале на передней оси. Опытный водитель может почувствовать момент начала аквапланирования. Руль становится "мягким", реакции дороги более не ощущается. В этом случае, даже не увеличивая скорость, можно поплатиться: достаточно встретить лужу поглубже - и...
Аквапланирование переднеприводного автомобиля, как правило, начинается с задних колес. Поскольку передние являются ведущими и "вытягивают" автомобиль, водитель может ничего подозрительного и не заметить, даже увеличив скорость. Однако самое незначительное притормаживание, даже сброс газа способны развернуть машину!
Вообще-то и некоторые новые шины с "летним" рисунком протектора могут быть склонны к аквапланированию. При одной и той же скорости специальный "дождевой" рисунок помогает "держать" контакт, тогда как под обычным протектором отчетливо наблюдается начальная стадия возникновения аквапланирования.
Так что любому автомобилисту нужно знать об основных визуальных признаках "водоотталкивающих" покрышек. В рисунке их протектора обязательно присутствуют центральная продольная, довольно глубокая, канавка и разветвленные поперечные прорези "навылет".
Особенно эффективен направленный рисунок протектора, когда водоотводы образуют "елочку". При вхождении вершины этой "елочки" в начало контакта покрышки с дорогой вода вытесняется по ее "ветвям" назад и в стороны от шины.
И еще одно существенное замечание об использовании протектора с направленным рисунком. Если при монтаже покрышки на диск по ошибке установить рисунок "перевернутым", то вода будет не вытесняться, а, наоборот, "закачиваться" от боковин к центру пятна контакта со всеми малоприятными последствиями.
Кстати, если под колесами зеркально гладкий мокрый автобан - риск возникновения аквапланирования неизмеримо выше, нежели на крупнозернистом асфальтобетоне: на нем воде необходимо покрыть на несколько миллиметров все выступающие бугорки, дабы "подготовить" условия для "улета" автомобиля. Стоить помнить и о том, что на обычных дорогах эксплуатационные характеристики шин, имеющих наилучшее сопротивление эффекту аквапланирования (темп износа, тормозной путь, расход топлива), зачастую бывают хуже, чем у "средних" конкурентов.
Что касается двух других упомянутых выше факторов, "способствующих" аквапланированию автомобиля, - толщины водяной пленки и скорости движения, то говорить о каких-то апробированных методиках контроля пока сложно. Почему? Да их попросту нет, Давно подмечено, что вероятность потери управления автомобилем на мокрой дороге связана с толщиной пленки воды и скоростным режимом движения транспортного средства. Но каковы же научно обоснованные критерии этой взаимосвязи? Какая скорость движения при определенной "мокроте" асфальта опасна? Вопросов очень много. Специалисты НАМИ сейчас работают над данной темой, но однозначного решения нет. Да и ожидать его трудно.
Помимо собственно "колесных" факторов, есть немало других, достаточно случайных обстоятельств, влияющих на поведение автомобиля и его склонность к аквапланированию. Упомяну лишь состояние амортизаторов. Многочисленные тесты доказали: вполне работоспособный, на 50% изношенный амортизатор уже активно ухудшает ситуацию. И есть еще рулевой механизм, подвеска в целом, параметры развала и схождения, распределение нагрузки по осям...
Помните, что аквапланирование гораздо легче предотвратить, чем прекратить. Оно опаснее скольжения по льду. Поэтому не экономьте на шинах, не старайтесь обогнать все, что движется, и не летайте по лужам.
Автотрио
Взято тут:http://www.tron.ru/papa/newsphp/showarticle.php?id=1868 |
|
Вернуться к началу |
|
kkv
![](images/avatars/17927399334b0ad715f3274.gif)
Зарегистрирован: 22.04.2003 Сообщения: 19087 Откуда: Москва-Уфа
|
Добавлено: Чт Апр 13, 2006 5:37 pm Заголовок сообщения: Re: Аквапланирование |
|
|
Dingo писал(а): |
Особенно эффективен направленный рисунок протектора, когда водоотводы образуют "елочку". При вхождении вершины этой "елочки" в начало контакта покрышки с дорогой вода вытесняется по ее "ветвям" назад и в стороны от шины. |
Ой-ли. Вперед а не назад! Как-бы покрышку неправильно не смонтировали после такой статьи ![Smile](images/smiles/smile.gif) |
|
Вернуться к началу |
|
Dingo
![](images/avatars/759099943fe6b7c9257f6.jpg)
Зарегистрирован: 17.10.2003 Сообщения: 3940 Откуда: Уфа
|
Добавлено: Чт Апр 13, 2006 10:36 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Обычно на такой резине есть стрелочки с направлением, а правильность монтажа надо проверять ! У меня были случаи, когда монтировали наоборот. |
|
Вернуться к началу |
|
LaCrema
![](images/avatars/964117437433c2dc2cdeb5.gif)
Зарегистрирован: 16.07.2005 Сообщения: 6340 Откуда: Санкт-Петербург
|
Добавлено: Пт Апр 14, 2006 12:22 am Заголовок сообщения: |
|
|
ИМХО скольжение по льду опасней аквапланирования.
И kkv прав ![Smile](images/smiles/smile.gif) |
|
Вернуться к началу |
|
ufamag2
Зарегистрирован: 04.03.2006 Сообщения: 26
|
Добавлено: Пт Апр 14, 2006 12:50 am Заголовок сообщения: |
|
|
Случай из своей личной ситуации:
Шел на скорости 100 км в час от остановки Дом пионеров до моста на Гастелло.
После дождя образовалось лужа метров 10в длину. Глубину, не скажу, но не меньше 10мм.
Так вот на резине Мишелин, новой, со всеми "канавками" поплыл.
Поймал дорогу только на подъеме моста. Ощущения "еду на лыжах руль вращаался просто, как с гидрачем. " Так вот считаю все зависит от скорости вхождения в лужу. При большой скорости и дождевая резина не поможет.
Ехал на 41 москвиче. |
|
Вернуться к началу |
|
XAPuTOH
![](images/avatars/103070872943c6038680164.jpg)
Зарегистрирован: 20.11.2003 Сообщения: 6861 Откуда: Уфа
|
Добавлено: Пт Апр 14, 2006 8:31 am Заголовок сообщения: |
|
|
Я на нивку колеса от волги поставил. Не забуду первую лужу на большой скорости - ощущения супер! Единственное что смущало отсутствие управляемости! ![Smile](images/smiles/smile.gif) |
|
Вернуться к началу |
|
УДАВ
Зарегистрирован: 24.03.2005 Сообщения: 3482 Откуда: Уфа, Черниковка
|
Добавлено: Пт Апр 14, 2006 9:03 am Заголовок сообщения: |
|
|
А зубастая резина практически не плавает... |
|
Вернуться к началу |
|
LaCrema
![](images/avatars/964117437433c2dc2cdeb5.gif)
Зарегистрирован: 16.07.2005 Сообщения: 6340 Откуда: Санкт-Петербург
|
Добавлено: Сб Апр 15, 2006 1:59 am Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: |
еду на лыжах руль вращаался просто, как с гидрачем. |
А некуй при аквапланировании руль крутить :?
Цитата: |
А зубастая резина практически не плавает... |
Дак там какая высота протектора ![Laughing](images/smiles/lol.gif) |
|
Вернуться к началу |
|
Тихоход
![](images/avatars/184850275945bfb7ca5c344.jpg)
Зарегистрирован: 22.03.2005 Сообщения: 5229 Откуда: Уфа, Черниковка
|
Добавлено: Сб Апр 15, 2006 9:32 pm Заголовок сообщения: |
|
|
20 мм и более. |
|
Вернуться к началу |
|
Гость
|
Добавлено: Вс Апр 16, 2006 12:49 am Заголовок сообщения: |
|
|
УДАВ писал(а): |
А зубастая резина практически не плавает... |
вот уж спорное утверждение, для примера приведу елку тракторную, обуткю наоборот, вот уж поплаваешь от души
ЗЫ. Это Фикс |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|