ГЛЦ России Бронирование жилья   Вебкамеры  Состояние трасс Поиск попутчика |  НеДома.ру
 !!! Правила ПоискПоиск ПользователиПользователи ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  ПрофильПрофиль Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения ВходВход

КНИГА "ВЕЛОСИПЕД И ПУТЕШЕСТВИЯ"

 RSS-поток ветки «КНИГА "ВЕЛОСИПЕД И ПУТЕШЕСТВИЯ"»

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Велики
Автор Сообщение
ufabike



Зарегистрирован: 22.05.2004
Сообщения: 2118
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: Пн Май 31, 2004 2:36 pm    Заголовок сообщения: КНИГА "ВЕЛОСИПЕД И ПУТЕШЕСТВИЯ" Ответить с цитатой

Вышла книга Гуревича
http://velopiter.spb.ru/misc/book.htm
Вернуться к началу
Scoot



Зарегистрирован: 13.12.2003
Сообщения: 739
Откуда: г. Уфа

СообщениеДобавлено: Пн Май 31, 2004 8:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Хорошая весчь!
Вернуться к началу
Макс



Зарегистрирован: 08.09.2003
Сообщения: 12365
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: Вт Июн 01, 2004 8:04 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Нарыл несколько глав из книги на сайте газеты на сайте газеты Вольный ветер.

Велотуристы и плохие человеки.
Илья Гуревич
Не знаю, как вы, но я всегда испытываю некоторое удовольствие от возвращения домой живым. Это ощущение помогает провести очередное путешествие - в какой-нибудь спокойный район вроде Северного Курдистана, долины Нила или Костромской области. Накопив определённый опыт обеспечения собственной безопасности и съев несколько собак в процессе общения с местными жителями, я решил написать об этом "научный трактат".
Глава 1
Велотуристы, в отличие от представителей иных туристских "конфессий", вынуждены постоянно сталкиваться с самым свирепым зверем на Земле, подвергая себя большой опасности. Это существо - практически единственное из представителей живой природы, которое нападает на туриста первым; оно может специально охотиться на туристов. Перед нападением оно обычно сбивается в стаи. Вы, наверно, догадались, что речь идёт о человеке.
Большинство человеков к велотуристам относится равнодушно или даже доброжелательно. Но, как всегда, в популяции есть небольшой процент других, из-за которых встречи с человеком нам следует остерегаться.
В основе любого научного труда лежит классификация. Проведём её и мы. Итак, плохие человеки бывают нескольких видов: Хулиган, Бандит-Террорист и Человек при исполнении. Конечно, трудно уложить всё многообразие врагов туристов в жёсткие рамки этих видов, но для нас такого условного деления будет вполне достаточно. Тема этой главы - Хулиган и как с ним бороться.
Хулиган - это романтическая натура, человек полёта, можно сказать, поэт! Он не занимается выслеживанием туриста, не сидит в засаде на глухой тропе. Хулиган просто гуляет (скажем, по лесу) и вдруг видит вас! Ну как тут не подойти, не познакомиться, может, денег отнять, если душа просит? Лучшая защита от Хулигана днём - величина группы и её боевой вид. В населённых пунктах надлежит держаться вместе, не разбредаясь, и избегать мест потенциальной концентрации Хулигана. В сёлах это магазины и автостанции, в городах - центральные улицы, вокзалы, места продажи алкоголя в разлив. Наиболее хулиганоопасное время - вечер.
Хорошему человеку обычно незачем ночью бродить по лесам или пустыням. А вот иные опасные человекоподобные особи как раз могут использовать вечернее время для своих тёмных дел. Чтобы спастись от ночного визита Хулигана, следует сделать всё, чтобы он не набрёл на вас, гуляя с ножом и бутылкой при луне. Итак: не следует устанавливать лагерь вблизи жилья, лагерь не должно быть видно ни со стороны человечьего жилья, ни со стороны дорог и троп. Костёр разжигать надо только в сумерках (чтобы дым не демаскировал вас). Убедитесь, что никто не видит, как вы съезжаете с дороги в лес и разбиваете лагерь. И ещё: не стоит проезжать через населённый пункт незадолго до остановки на бивак - вами могут заинтересоваться и проследить. Лучше остановиться до деревни, и миновать её утром. Это особенно важно в малонаселённой местности, где появление новых людей сразу бросается в глаза. Останавливаясь на ночлег, подумайте, не является ли выбранная вами поляна чужим сенокосом, транзитной дорогой для прогона скота, прикормленным для лова рыбы местом, - одним словом, посещаемым местом. Ведь если Хулиган надумает вдали от жены или (и) подруги выпить с друзьями водки, он не отправится в глушь лесную, а пойдёт туда, куда и днём привык ходить. Особенно внимательными следует быть в пятницу вечером, в выходные и праздничные дни. Из всех населённых пунктов наиболее опасными являются рабочие посёлки (допустим, при шахтах, рудниках и др.), наименее - небольшие деревеньки.
Глава 2
Незваным гостем может быть не только Хулиган, но, что ещё хуже, и Человек при исполнении служебных обязанностей (ЧПИ). Если к вам вечером придёт злоумышленник, то, увидев весёлую компанию из 8 путешественников, он может культурно поздороваться и мирно уйти искать туриста-одиночку, не читавшего этот трактат. Но если ваш гость - ЧПИ, то ждите неприятностей в любом случае. Во-первых, выяснится, что постановлением Комитета по делам лесов и болот Кривокозлинского района Безурожайной области обычный лес, в котором вы приютились, объявлен памятником природы, и вам надлежит в лучшем случае уплатить "много-много МРОТ" с каждого, а в худшем - немедленно покинуть (прямо среди ночи) место ночёвки. К тому же вы разожгли костёр, а это деяние должно быть наказано по всей строгости местного беззакония. Ну и, наконец, вы являетесь нарушителями пограничного режима, установленного местными властями между Безурожайной областью и Безработным краем. Так что лучше избегать встречи с представителями властей с не меньшей тщательностью, чем с обычными Хулиганами. Принципиальная разница между ними в том, что Хулиган не ищет вас специально, а ЧПИ как раз наоборот. Самыми неблагоприятными в смысле поборов являются Крым и Карелия.
ЧПИ бывает таких подвидов: милиционер, лесник, охранник, пограничник и просто самозванец. (Кстати, на днях нам рассказали, что в прошлом году на Сев. Кавказе одетые в форму пограничников самозванцы собирали с туристов плату "за въезд в погранзону". Нашлось немало наивных людей, которые отдали деньги, не потребовав ни квитанций, ни документов у "пограничников". - Прим. ред.) У всех категорий ЧПИ есть одна особенность: им глубоко безразлична их высокая миссия по охране, скажем, заповедника или приграничной полосы. Для них вы лишь объект наживы и всё то, что они будут говорить и делать, направлено на одно: как получить с вас деньги.
Сразу оговорюсь, что раньше было не так. Однажды в 1993 г. мы путешествовали по Карпатам. Остановились на ночлег в лесу и разожгли костёр ещё засветло (ошибка, см. главу 1). Через некоторое время прибежал лесник и сразу ринулся к костру. Посмотрел и говорит: "Вообще-то нельзя у нас костры жечь, но вы, как я вижу, не новички. Костёр обкопан канавкой, чтоб дёрн не загорелся, дрова лежат вдали от огня, деревьев в опасной близости нет и даже канистра с водой стоит рядом. Что ж, оставайтесь, не гнать же вас отсюда на ночь глядя!". И, правда, чего нас гнать, если мы всё сделали по правилам. Кстати, выполнение правил - залог успеха при общении с занесённым в Красную книгу Порядочным ЧПИ.
А в том, что повод вас оштрафовать всегда найдётся, можно не сомневаться. Вам перечислят сотни постановлений (не предъявив никаких подтверждающих документов) и в случае отказа платить штраф предложат немедленно покинуть это место. Как быть? Понятно, что если вас нашли утром, то надо извиниться и попытаться уехать, говоря, что вы, мол, в первый раз, случайно, а денег у вас нет, и так далее. Вечером же придётся договариваться.
Я свою оборону выстраиваю так: соглашаюсь выполнить все приемлемые требования, кроме отъезда с места и выплаты денег. Если костёр горит не так - скажите, как надо, и мы сделаем! Палатка стоит не на месте? А куда поставить, чтоб была на месте? Надо заплатить штраф? Тоже без проблем, но если есть квитанции и документ, на основе которого мы должны платить. А иначе не можем: мы оформленная группа и у нас финансовая отчётность, так сказать дебет - кредит, сдал - принял. Как правило, ничего из перечисленных документов у визитёра нет, что даёт нам возможность бороться с ним.
Однако в последнее время и вправду появились места, куда людей пускают за деньги. Если вы сами знаете, что нарушили какие-то правила, например, въехали в такое "платное место", то стратегия должна быть другой. Первое: узнайте, сколько с вас хотят денег. Если сумма для вас незначительна, лучше заплатить и расстаться друзьями. Если сумма кажется вам чрезмерной, то надо пытаться уменьшить её до разумных пределов. Я, разумеется, не предлагаю вам никаких противозаконных методов типа "оплаты штрафа без квитанции" (вам это и так предложат). Но учтите: пока ЧПИ только говорит, что сейчас оштрафует вас за незаконный ввоз велосипедов в лес на 500 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда) - с ним надо бороться, отстаивая свои права. Когда же он достаёт официальный бланк - всё, пришло время договариваться. Квитанции на штраф - документы подотчётные. ЧПИ теперь либо выбьет с вас деньги, либо отдаст свои. Сами понимаете, в каком ключе пойдёт беседа.
Глава 3
Работа пограничника на паспортном контроле полна трагизма. Подумать только, целый день он стоит на страже интересов Родины, препятствуя незаконному выезду из страны и въезду в неё. С утра до ночи сверяет наши лица с фотографиями в паспорте, ставит туда прямоугольные штампики... И всё это лишь за одну зарплату!
Между тем мимо него за границу отправляются люди по делу, на отдых или в поход. У каждого в карманах доллары, фунты, марки и просто рубли. Спокойно смотреть на это безобразие может не каждый. Поэтому наиболее предприимчивые погранцы применяют различные военные хитрости, чтобы некоторая часть вывозимых гражданами купюр шла по назначению -- в карман стражам рубежей Отчизны. Трагизм же ситуации заключается в том, что легальных способов отъёма денег пограничниками в природе не существует.
Технология, практикуемая погранцами, следующая. Надо во что бы то ни стало придраться к вашим личным документам. (Например, как в телерекламе: вы пересадили себе волосы и стали якобы непохожи на фото в паспорте. -- Прим. ред.) При этом, чем меньше времени у вас до отлёта самолета (или отправления парохода), тем лучше: вам просто не удастся разобраться в возникших проблемах. Менее всего опасны наши родные, российские пограничники, более всего -- их узбекские коллеги.
Для примера рассмотрим действия последних. В 1998 г. я наблюдал, как виртуозы в зелёных погонах "снимали" с транзитных пассажиров по $50. Дело было в следующем. Гражданин России мог пребывать в Королевстве Таиланд с целью туризма две недели без визы. Затем он должен был обратиться к местным властям с просьбой о выдаче её или покинуть страну. Примерно такие же правила действовали и в Малайзии. В результате многие наши сограждане мечтали совершить безвизовый тур сроком до 4-х недель: две недели в Таиланде, затем две в Малайзии. Это могло бы удасться без проблем, если бы не бдительность ташкентских пограничников. Страж рубежей Узбекистана брал в руки паспорт, затем требовал обратный билет на самолет. Сравнивая документы, он обнаруживал, что в паспорте нет визы, а билет взят на вылет через четыре недели! "Нельзя, ни в коем случае, ни при каких условиях! Без визы на 4 недели -- это запрещено категорически! Это нарушение пограничного режима, одним словом, вы совершаете преступление. Платите $50 или отправляйтесь (за 40 минут до отлёта!) оформлять таиландскую визу".
Понятно, что спорить в такой ситуации тяжело. При полной противозаконности действий пограничника, он не несёт никакой ответственности, если вы опоздаете на самолёт. Сзади подпирает очередь, которая тоже далека от ваших проблем. И многим пришлось платить. (Мы, по счастливой случайности, летели в Таиланд на три недели, и поэтому позаботились о визе заранее.)
Замечу, что пограничники опасны нам только при выезде из страны родной и при въезде в страны другие. Это понятно -- вам ОЧЕНЬ НАДО выехать за рубеж и вас могут этим шантажировать. Когда же вы возвращаетесь в свою страну, то обычно никакого интереса к вам не проявляют. Домой вас пустят, хотите вы этого или нет.
Разумеется, приведённые размышления верны только в том случае, если вы летите не через Ташкент. Возвращаясь из того же Таиланда, я вновь очутился в ташкентском аэропорту. Как обычно, пограничник взял мой паспорт и через несколько секунд хмурое лицо его просветлело: "Что это Вы мне, молодой человек, филькину грамоту, подсовываете?!" -- "Как так филькину грамоту?! Это мой паспорт гражданина России!" -- "А тут у Вас дата рождения исправлена, и написано "Исправленному верить". -- "А чем Вы не довольны?"-- "Печати у поправки нет!" Я заглянул в паспорт -- печати там действительно не было. Для меня это был неприятный сюрприз, поскольку до этого я 4 года ездил с этой "филькиной грамотой" по самым разным странам, где меня признавали гражданином России независимо от даты рождения. Более того, три недели назад меня спокойно пропустили через этот же пограничный контроль! Но сила сейчас была на моей стороне, ибо я ВОЗВРАЩАЛСЯ домой, а значит, терять мне было нечего. "Что же мне теперь делать?"--спросил я. "Возвращайтесь, откуда прилетели!" Пограничник ожидал увидеть меня потрясённым и достающем из кармана заветную зелёную бумажку. Но мой ответ был краток: "Я прилетел из Бангкока!" На консилиуме местных знатоков пограничных правил было решено не отсылать меня обратно в Таиланд, а пропустить в Россию, правда, аннулировав мой паспорт.
Следует признать, что претензии в данном случае были законны. Но если бы меня поймали на ВЫЕЗДЕ за рубеж, то мои действия наверняка попали бы в разряд "преступления стоимостью $50". А на ВЪЕЗДЕ я отделался законной процедурой.
Какие же методы противодействия можно применить против пограничного произвола? Первое: надо быть на 100% уверенным, что ваши документы находятся в полном порядке. Почитывайте иногда ваш паспорт перед сном, особенно графу "Годен до...". Прибывайте к месту пограничного контроля как можно раньше, чтобы иметь время спокойно разобраться в предъявляемых к вам претензиях. Если ожидается пересадка, уточните необходимость транзитной визы и "общую обстановку" в узле пересадки. Опасными могут быть не только среднеазиатские узлы, но и восточноевропейские, арабские, африканские. По возможности этих "ташкентов" следует избегать. Говорю со знанием дела: пересадка в Амстердаме куда приятнее. Ну и, наконец, в случае затруднений требуйте начальников смены. Они не всегда поощряют действия своих подчинённых, особенно в том случае, если последние не делятся своими доходами.
Глава 5.
Проводники годами катаются из одного конца страны в другой, плохо спят, редко видятся с родными, живут в маленьком неудобном купе. А кто во всём этом виноват? Конечно, пассажиры. Им постоянно надо куда-то ехать, а если надумают выходить, то обязательно в три часа ночи. К тому же они вечно мусорят, пачкают, да вдобавок норовят что-то негабаритное провезти! С годами в бескомпромиссной борьбе с пассажирами характер у многих проводников меняется... Казалось бы, что нам переживать? Доехал куда надо и пошёл себе колесить подальше от железной дороги... Но не так всё просто, как кажется.
При посадке в поезд с велосипедом у меня в 30% случаев возникали проблемы с проводниками. Это не удивительно, ведь благосостояние проводника складывается из зарплаты, которую он получает от МПС, а также из денег, которые он может "заработать" на пассажирах. Поэтому любая нестандартная ситуация всегда трактуется в пользу денег. В частности, велосипед -- предмет негабаритный, что вызывает у проводника желание взять за его провоз определённую мзду. А вид ГРЯЗНОГО велосипеда вообще вызывает у проводника справедливое чувство отвращения -- вагон-то убирать приходиться ему самому!
Как же надо поступать, чтобы при посадке в поезд проблем было меньше? Для начала следует отсечь фактор "грязь". Велосипед должен быть чистым и упакованным в чехол. В ж.-д. правилах ясно сказано про пачкающие предметы: нельзя. Если нет чехла, велосипед можно пеленать полиэтиленом, который часто используется в походе как тент. Некоторые любители максимально снижать вес багажа даже заворачивают велосипед в тент от палатки. Я не рекомендую это делать, так как шестерёнки, педали и ручки тормозов очень любят всё вокруг себя рвать.
Великий документ "Тарифное руководство номер пять" в параграфе 59 части второй гласит: "Ручной кладью считаются легко переносимые предметы и вещи не зависимо от рода их и вида упаковки, которые по размерам помещаются в вагонах на местах, предусмотренных для размещения ручной клади". Дальше уточняется, что у предметов габариты по сумме трёх измерений не должны превышать 180 см, а вес -- 36 кг. С весом проблем нет, а вот попасть в заветные 180 см нелегко.
Впрочем, реально задача формулируется по-другому: поскольку проводники измеряют ручную кладь на глазок, то надо СДЕЛАТЬ НА ВИД её такой, чтобы проводник счёл кладь габаритной. Для этого с велосипеда снимается переднее колесо и левая педаль. Далее он засовывается в чехол, рядом кладётся колесо с упором в правую педаль. Иногда полезно чехол снаружи перехватить в нескольких местах эспандерами, чтобы он выглядел поменьше.
Упаковка должна происходить вдали от глаз проводника. Представьте себе его реакцию, когда 8 велосипедистов на огромных байках, да ещё с рюкзаками, подъезжают к вагону и нагло заявляют, что, дескать, они сейчас в него сядут на основании каких-то там билетов! Нормальный проводник тут же заявит: "С байками не пущу!" Подобное -- не лучший вариант. Пусть уж страж вагона не настраивается сразу против вас. Для этого даже упакованные велосипеды не стоит складывать в одну большую кучу поблизости, поставьте их на перроне по одному или по два на некотором расстоянии друг от друга.
Стратегия взятия вагона проста, и отчасти напоминает спецназовский аналог: "Я выбиваю дверь плечом и падаю на пол, а ты берёшь их всех на мушку", -- но только с велосипедной спецификой. Посадку проводят так: сначала в вагон проникает первый байкер с велосипедом или с рюкзаком. Упакованный велосипед несут на плече, частично закрывая собственным телом. Можно держать байк двумя пальцами, наглядно показывая, какой он лёгенький.
Обычно я покупаю билеты в плацкартный вагон, так как на третьи полки спокойно кладутся 4 велосипеда, и ещё остаётся место для 1--2-х рюкзаков. Велосипеды укладывают обычно так, чтобы они опирались сразу на две третьих полки, в два слоя. Пока один человек укладывает байки, другие подносят оставшиеся вещи. Если в купе кроме вас ещё кто-то едет, то постарайтесь зайти в отсек первыми. Некоторые пассажиры (особенно бабушки с внуками), как правило, уверены, что байки обязательно рухнут вниз, причём прямо на голову их потомству. По правде сказать, такое возможно. Например, если рама байка лопнет пополам сразу в двух местах оттого, что на неё сверху сядет муха. Или если поезд на полном ходу врежется в скалу. Других вариантов нет. Тем не менее общественность надо успокоить. Возьмите обычный эспандер и зацепите его за велосипеды так, чтобы его было хорошо видно. Этого вполне достаточно, чтобы сказать, что байки "надёжно закреплены". Важно отметить, что байки, аккуратно сложенные на третьей полке, обычно не привлекают к себе внимания, и проводники их часто просто не замечают. Иногда после выхода из поезда, когда все велосипеды оказываются сложенными перед ним, проводник искренне удивляется: "Неужели это всё ехало в моём вагоне?!"
Иногда особо вредные проводники оказывают при посадке сопротивление. Тогда я использую "секретное оружие": письмо на бланке МПС, где написан абзац из упомянутого тарифного руководства (официальное письмо МПС о провозе велосипедов опубликовано в N 49. -- Прим. ред.). Мы вместе с проводником рассматриваем письмо и находим, что по всем параметрам нас следует в вагон пустить. Для ускорения посадки я обычно говорю, что если (несмотря на письмо) мы сделали что-то не так, то заплатим прямо в вагоне, при предъявлении, разумеется, соответствующего документа. Проводник, предвкушая "навар", в вагон нас пускает, но, к своему удивлению, запрещающего документа найти не может. Байки лежат в соответствии с "Руководством", а проверять их габариты проводнику, как правило, не хочется. Таким образом, главное -- любыми способами пробиться в вагон. Пока проводник внутри, а вы снаружи, спорить по поводу оплаты велосипедов плохо: поезд может уйти без вас. Другое дело, когда вы уже внутри. Тогда скользкие и двусмысленные правила МПС можно обсуждать до вашей конечной станции.
Рассмотрим теперь посадку в иные вагоны. В купейном 4 велосипеда разместить довольно сложно. Технология следующая: с байков снимаются обе педали и передние колёса. Далее велосипеды кладутся в багажное отделение задним колесом назад. Передние вилки при этом торчат наружу. Теперь следует аккуратно загрузить ещё два велосипеда. В результате довольно большая часть велосипедов торчит наружу самым вызывающим образом. Снятые передние колёса кладутся в последнюю очередь, затем всё перевязывается эспандерами. Тут, в отличие от плацкартного вагона, байки надо крепить по-настоящему. Если же вас всего двое, то проблем с загрузкой велосипедов в купе практически нет, не считая того, что ваши соседи вряд ли захотят ехать под нависающими велосипедами.
В сидячем вагоне проблемы прямо пропорциональны "крутизне" поезда и конструкции вагона. В некоторых вагонах бывает свободное от сидений место, куда велосипеды можно легко ставить, в других его нет. К сожалению, "хороший" поезд или нет можно узнать, только увидев сам состав. Лучше уж брать билет в общий вагон, чем в сидячий.
Общий вагон -- этот тот же плацкартный, только грязный, вмещающий в себя раза в полтора больше пассажиров, причем, как правило, людей малообеспеченных. Соответственно и проводники мало с ними церемонятся, что увеличивает вероятность скандала. Посадка в такой вагон -- дело сложное. Места в нём люди выбирают сами, следовательно, многие пассажиры при посадке, чтобы попасть в вагон раньше других, проявляют не лучшие черты характера: толкаются, кричат, ругаются, иногда дерутся. Если судьба бросит вас в общий вагон, то постарайтесь как можно более оперативно в него попасть и занять две вторые и две третьих полки. Обычно это делает один человек налегке. Далее можно спокойно загружать велосипеды, как в плацкарте, не забывая сдерживать натиск других претендентов на занятые места.
Вообще-то само МПС рекомендует сдавать байки в багаж. У этого варианта есть существенный минус: невозможно обеспечить сохранность велосипеда при погрузке и перевозке. Кто будет контролировать, чтобы на байк не ставили, допустим, ящики с фруктами? Кто будет смотреть, чтобы его не кидали, как попало, в вагон? Кто гарантирует, что с байка ничего не свинтят? И, наконец, где гарантия, что он "выйдет" на одной остановке с вами?
Глава 6.
Велика планета Земля. Много на ней лесов, полей и рек. И повсюду в этих потенциальных велотуристских угодьях обитает местный житель. Из главы 1 вы уже знаете, как от него спастись, а сегодня мы рассмотрим некоторые особенности мирного общения с ним, а именно процесс "взятие языка".
Представим себе обычную ситуацию: вам нужно узнать, есть ли дорога в нужном направлении. Вы ловите какого-нибудь прохожего, и спрашиваете: "Скажите мне, любезнейший, есть ли дорога от вашей деревни через село Большие Клопищи на Краснокоммунарск?" Скажу сразу: вопрос, поставленный таким образом, не даст вам точного ответа. Почему -- рассмотрим ниже. Начнём, как обычно, с классификации.
Местные "языки" бывают нескольких типов. Одних назовём, допустим, "паникёры". Они глубоко убеждены, что живут в тяжелейших климатических условиях, среди непроходимых болот (пустынь, степей, гор). Поэтому, когда вы спросите их о дороге, то они, увидев ваши велосипеды, сделают всё, чтобы отговорить вас от продолжения пути. "Паникёры" искренне думают, что велосипед -- это средство передвижения только по асфальту. Такие люди начинают рассказывать жуткие истории про завязшие тут КамАЗы, про снега, завалившие дорогу по пояс и так далее. Как правило, всё это имеет место в действительности. Правда, снега оказывается не по пояс, а сантиметра три, максимум пять; КамАЗ же завяз только однажды и то из-за разгильдяйства пьяного водителя. "Паникёры" -- самый распространённый вид местных жителей. Я их встречал и на Кольском, и в Египте, и среди снегов Костромской области во время зимнего велопохода, и даже у нас в Ленобласти. Рассказы этих людей пугают, но к ним надо относиться скептически.
Другой тип местных -- "гостеприимные хозяева". Они чаще всего встречаются там, где сильны традиции гостеприимства: в Средней Азии и на Кавказе. Эти люди не хотят ничем омрачить ваш приезд к ним в село, поэтому на все ваши вопросы отвечают положительно. Однажды после пересечения полуострова Мангышлак по колеям, оставленным машинами геологоразведки, мы вышли в село Фетисово, расположенное на берегу Каспийского моря недалеко от границы Казахстана и Туркмении. Я решил узнать о дальнейшем пути и обратился к стоявшим поблизости пяти казахам:
-- Скажите, мужики, дорога-то на Бекдаш есть?
-- Да, есть, есть! Отличная дорога, асфальт!
-- Асфальт? Наверное, он скоро кончается?
-- Да! Да! Конечно, скоро! Вот за село проедете километров 40, он и закончится!
-- Хм... А машины часто ездят по той дороге?
-- Да! Едут! Постоянно едут, одна за другой! Да что там машины, автобус ходит!
-- А часто ли автобус ходит?
-- Да! Очень часто! Раз в неделю туда, и раз в неделю обратно!
На местности же мы увидели гравийную дорогу, которую машины, попадавшиеся нам раз в 3--4 часа, предпочитали объезжать по целине... Так что к словам "хозяев" тоже следует относиться осторожно.
Наконец, ещё один распространённый тип -- "знаток". Как правило, это человек, который сам никогда дальше своего амбара не ходил, но не может ударить в грязь лицом перед прибывшими издалека путниками. Он дороги не знает, но всё равно будет вам уверенно объяснять, как проехать. Это самый опасный "язык". Его советы могут завести очень далеко (причём в буквальном смысле).
Как же отфильтровать неверную информацию и найти истину? Самое универсальное правило -- задавать очень конкретные вопросы (в надежде получить такие же конкретные ответы). Скажем, на вопрос: "Хорошая ли дорога?", вы получите невразумительный ответ: хорошая или плохая. Но что такое "хорошая" в понимании лесоруба или пастуха? Поэтому сначала лучше спросить, есть ли дорога вообще; затем -- ходит ли по ней автобус. Если автобус ходит (об этом, как правило, знает вся деревня), то дорога, как минимум, проезжая. А что хорошо для автобуса -- годится и для велотуриста. Есть, правда, исключения. Например, до последнего времени из г. Онега в Архангельск ходили автобусы по зимнику. То есть зимой дорога проезжая, а вот летом...
Хороший вопрос для выявления типа местного "языка": "Вы сами ездили по той дороге?". На него всегда отвечают честно. Местный может сказать что-то типа "брат ездил, когда в армии служил". Для вас это знак -- надо брать ещё одного "языка".
В деревнях лучшее всего расспрашивать не первого попавшегося человека, а шофёра. Он, в отличие от пассажиров, обращает внимание на состояние дорог. Водитель всегда скажет, гравийная дорога, песчаная, полевая или асфальтовая.
При "допросе", однако, не забудьте про шофёрский снобизм. Мало кто из водителей знает, что проходимость велосипеда на порядок выше, чем "легковушки", и лишь немногим уступает трактору. Мне доводилось слышать от шофёров такое: "Э, ребята, да у нас вы даже по центру Таллина на ваших "великах" не проедете!" -- "А почему?" -- "Да у нас в центре все улицы не асфальтированные, а мощёные!" Если шофёры так оценивают возможности велосипеда, то можете представить, что вам могут наговорить про самую обычную гравийную дорогу.
Зимой есть ещё одна тонкость: следует поинтересоваться, чистят дорогу от снега или нет. Главное, не паниковать, каких бы ужасов вам не рассказывали про предстоящий путь.
Если же вы хотите продолжить свой путь по тропе, то советы добрых шофёров вам не помогут: они не ездят по тропам. В этом случае лучшим "языком" является глава местной администрации (председатель колхоза и т.п.). В сельской местности, где все друг друга знают, на руководящие посты обычно попадают действительно достойные люди, с относительно широким кругозором, имеющие образование. Часто они отдают себе отчёт в том, что неверная информация может стоить туристам очень дорого, и стараются быть объективными.
Наконец, самый универсальный совет. Не спрашивайте местных жителей о дороге. Коли вы турист, то должны уметь пользоваться картой и компасом! Есть и более мощные средства -- GPSы, спутниковые навигаторы. Да и справиться с задачей при помощи своей головы куда почётнее, чем при помощи чужих языков.
Велотуристы и плохие человеки.
Глава 7.
Возможно, некоторым читателям задача борьбы с терроризмом в рамках велопохода покажется неактуальной. Ну что ж, тогда они могут эту главу пропустить, а читателям, оставшимся с нами, сообщим, что предлагаемые контртеррористические меры были специально разработаны для поездки команды велосипедистов нашей Федерации в страну Египетскую, некоторые районы которой являются настоящим рассадником терроризма.
Начнём, как всегда, с теории. Чем отличается обыкновенный хулиган-злоумышленник от злобного маньяка-террориста? Хулиган, как вы помните из главы 1, это романтическая личность: "Украл, выпил -- в тюрьму! Романтика!" Идёт такой романтик по лесу, случайно натыкается на туристов и тут его озаряет: "А не отнять ли мне у этих милых ребят деньги, велосипеды или ещё что-нибудь?" То есть хулиган не способен заранее изготавливать полгода устройства для уничтожения велотуриста или захвата его в плен.
Террорист -- другое дело. Для него вы -- объект профессиональной деятельности. Это вам не любитель-хулиган, тут организация, инфраструктура, спецподготовка, иерархия! Скажем, вызывает Главный террорист Среднего и говорит: "Изволь взорвать автобус с туристами так, чтобы мир содрогнулся от ужаса!" Средний террорист вызывает группу Младших террористов и приказывает: "Значит так, в пятницу 13 июля в месте скопления туристов, скажем, у храма Хатшепсут (место в Египте, где в 1998 г. был совершён страшный теракт. -- Прим. автора) надо убить как можно больше людей". Негодяи берутся за работу, и это уже не смешно.
Если встреча с хулиганом не желательна, то с террористами вообще встречаться ни в коем случае нельзя.
Собственно террорист бывает двух видов: первого и второго. Первые охотятся за людьми с целью их похищения, эксплуатации на стройках джихада и последующего возвращения родственникам за определённую мзду. При этом следует учесть, что хватать будут всех подряд без разбора. Неважно, что на родине за вашу душу (даже вместе с телом) ломаного гроша не дадут. От этого ваши неприятности не уменьшатся. Есть только один, но радикальный метод борьбы с терроризмом первого рода: надо просто изменить маршрут. Скажем, вместо Египта отправиться в Финляндию. Иными словами, надо избегать таких стран как Йемен, районов нашей необъятной Родины, прилегающих к Чечне, некоторых исламских государств.
К слову сказать, велотурист -- наиболее уязвимый иностранец в таких неблагоприятных регионах. Вот представьте себе обычную ситуацию: сидит арабский террорист в своей деревне на берегу Аравийского залива, курит гашиш. Вдруг видит: едет группа белых велотуристов. Хорошо, если он подумает: "Вот ведь, гашиш попался бракованный. В прошлый раз всё было как положено -- собака зелёная по небу летела, а сегодня не пойми что -- люди белые на велосипедах едут". Хуже, если он бросит своё занятие и ринется вас догонять. А вас ведь, увы, бронетанковая колонна не охраняет...
Впрочем, если вас собираются охранять, то от этого тоже удовольствия мало. Вот, например, в Египте при въезде в террористоопасную зону местные ЧПИ ("Человеки при исполнении" -- поясню для тех, кто забыл) решительно собрались нас спасти. Они взяли нас под конвой, и в составе колонны автобусов (!) повезли через "кишащий террористами" город Кена. Когда скорость конвоя достигла 46 км/ч, мы отстали, но нас тут же окружила рота автоматчиков. Несмотря на все протесты, нас погрузили в фургон, провезли через город и выпустили в пустыню. Всё бы хорошо, единственное, что было плохо -- нам не дали купить еды (невзирая на все просьбы, протесты и даже попытки дать взятку только за одно посещение магазина). В результате спасённые, но голодные мы три дня плелись по бездорожью Аравийской пустыни, пока не прибыли в Хургаду. Так что лучше районы, где водятся террористы и непримиримые борцы с ними, объезжать как можно дальше.
Второй вид террориста менее опасен для нас. Эти люди занимаются тем, что делают всё возможное, чтоб страна их жила хуже. В России такие люди тоже есть, но они носят пиджаки и галстуки и почти ежедневно ходят на работу, расположенную в центре Москвы на Охотном ряду. В большинстве же зарубежных стран они живут нелегально и занимаются непарламентским свержением существующего строя.
Стиль работы террористов второго вида меняется в зависимости от региона. Например, вы свободно можете посещать Турцию и Курдистан (сам там был недавно), хотя за время борьбы за независимость Курдистана погибли десятки тысяч людей. Дело в том, что курды старательно истребляют любых людей в турецкой военной форме, а последние заняты "решением курдской проблемы" по типу "нет курдов -- нет проблемы". Ни тех, ни других туристы не интересуют. И я спокойно гулял тихими вечерами в Курдистане и Турции, говорил с курдами...
Иначе в Египте. Здесь местные исламисты хотят свергнуть местную власть, которая с завидным постоянством на "абсолютно честных выборах" получает чуть ли не единогласную поддержку. Для этого террористы хотят подорвать экономические устои Египта, которые базируются как раз на туризме. Технология бандитов простая: посредством терактов заставить туристов отказаться от поездки в Египет. То есть вы -- как раз их главная цель.
Тем не менее есть методы, которые позволяют уменьшить вероятность попадания в теракт. Где, скажем, исламский террорист будет поджидать свои жертвы в том же Египте? Разумеется, там, где они бывают чаще всего -- в самых популярных у туристов местах. Именно это гарантирует вам относительно безопасное перемещение внутри страны вдали от излюбленных туристских объектов. Ну не будут даже отпетые негодяи сидеть в засаде три года в надежде, что поблизости появится какой-либо турист! "Если гора не идёт к Магомеду, Магомед идёт к горе!". Террорист сам явится к месту скопления туристов.
Задача номер два для него -- выбрать жертву. Идеальной была бы группа американцев, немцев и англичан, густо разбавленная израильтянами. Отсюда совет: будьте максимально не похожи на них. Одевайтесь как можно ближе к местным традициям. Не следует "рассекать" толпу в арабских городах, будучи одетым в обтягивающую форму с большой надписью "USA" или нечто подобным. Наденьте лучше широкие светлые штаны, простую белую футболку с длинным рукавом, светлую кепку. Разумеется, ни один террорист в здравом уме не примет вас за местных, но, вероятнее всего, предпочтёт выбрать в качестве мишени иную группу. Ещё: старайтесь избежать пребывания в больших толпах туристов, осматривайте достопримечательности в неурочное время или в "не сезон". Ну и, конечно, точно выполняйте все меры предосторожности при организации бивака, которые были описаны в главе 1.
Велотуристы и плохие человеки.
Глава 8.
Бумага -- одно из самых выдающихся изобретений человечества. На протяжении тысяч лет верой и правдой служит она людям для передачи знаний из поколения в поколение, создания чертежей машин и космических кораблей, для написания стихов, писем и, главное, для обеспечения безопасности велотуриста на маршруте. Бумага (вернее, то, что на ней написано) может существенно облегчить контакт велотуриста с ЧПИ ("Человеком при исполнении"). Об этом мы уже говорили в одной из предыдущих глав. Нынешняя наша цель -- определить, в каких случаях велотурист должен запастись ОБ, для каких целей, и, наконец, что и как на ней надо написать, чтобы уменьшить проблемы в походе. Поскольку наш трактат научный, сначала немного теории.
За что же туристов так люто не любят ЧПИ? Почему все они жутко хотят содрать с нас денег, испортить отдых и настроение? Корень зла, очевидно, в двух причинах: желании немного подзаработать и элементарной зависти. Сами посудите: он, ЧПИ, большой начальник (например, сержант пограничных войск), вкалывает как проклятый с утра до вечера и конца этому не видно, а вы тут отправляетесь прохлаждаться в поход! Ну как при этом не сделать вам какую-нибудь гадость?!
Стратегия защиты туристов тоже строится на двух принципах. Первый: мы не отдыхаем, а выполняем Важную Народнохозяйственную Миссию. Второй: миссия вполне официальная, что подтверждается соответствующим документом. В результате его предъявления ЧПИ тот должен понять, что мы тоже люди подневольные, тоже находимся на службе, и нам ещё хуже, чем ему (он-то не спит на холодной земле в палатке под дождём), и нам следует помочь, а не вставлять палки в колёса.
В каких же случаях нужна подобная ОБ? Да всегда, когда вы собираетесь осуществить свое конституционное право на свободу перемещения внутри страны и въехать на велосипеде в погранзону или просто приблизиться к границе. Любой нормальный пограничник, обнаружив вас вбл
Вернуться к началу
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Велики Часовой пояс: GMT + 6
Страница 1 из 1

 



rax.ru
Powered by phpBB
Rambler's Top100