|
|
|
Автор |
Сообщение |
Макс
Зарегистрирован: 08.09.2003 Сообщения: 12715 Откуда: Уфа
|
Добавлено: Вт Авг 25, 2009 2:08 pm Заголовок сообщения: Путешествие на Полярный Урал. Отчет. |
|
|
Отчет о пешем походе 0 КС (с элементами 6 КС)) по Полярному Уралу в августе 2009 года.
День 1.
06.08.2009 четверг
22:00 отправление в Москву на поезде № 355 Уфа-Москва.
День 2.
07.08.2009 пятница
Поезд.
День 3.
08.08.2009 суббота
05:12 прибытие в Москву.
19:20 отправление до ст. Полярный Урал на поезде № 210 Москва - Лабытнанги.
Площадь Трех вокзалов встретила нас толчеей, огромным количеством бомжей и стойким запахом нечистот. Быстро закинув рюкзаки в камеру хранения на Ярославском вокзале, поехали в Коломенское. Так как на ст. Комсомольская войти в метро было невозможно из за огромной очереди, пешочком прогулялись до Красносельской и спокойно сели в поезд. Около ст. Коломенское две достопримечательности – Макдональдс и Музей заповедник Коломенское. Первым делом посетили Макдональдс. Ну где еще в 7 утра найдешь сытный завтрак и чистый туалет?
Дальше направились в заповедник на «Пикник Афиши», этакий open air c модными группами. Коломенское понравилось, простенько, но чистенько. Найдя замечательный пригорок с отличным видом на сцену, вне периметра мероприятия, (внутри ценник 700 руб.), расстелили пенку и начали ожидать начало представления.
Поели, попили, поспали. Еще раз поели, попили, поспали. И так до часу дня. Наконец мероприятие началось. Днем зрителей было значительно меньше, чем представителей власти, да и музыка на разогреве была так себе.
Ждать дальше мы не могли, отправились на вокзал, где успешно сели на поезд.
День 4.
09.08.2009 воскресение
Поезд.
Поезд, хоть и не фирменный, оказался весьма чистым, правда, как обычно, набитым под завязку. Меня всегда восхищает умение РЖД добиваться практически 100% заполняемости вагонов!
За окошком чахлые лиственницы и болота.
На крупных станциях народ вываливает из вагонов, чтоб приобрести всякие явства, от картошки и пирожков, до рыбных деликатесов и варенья из морошки.
День 5.
10.08.09 понедельник
14:52 прибытие на ст. Полярный Урал.
Прибываем на станцию, выгружаемся, и поезд оставляет нас одних наедине с тундрой. Обещанных толп туристов обнаружить так и не удалось.
Контрольный снимок у знаменитого столбика на границе Европы и Азии:
Долина р. Собь, куда лежит наш путь, погодой не радует.
Около станции нормальных мест для стоянки нет, мокрая тундра и болота, да и все видно как на ладони, поэтому решаем идти до озера Собского, что было запланировано на следующий день. Перешли по камням р. Собь и двинулись по тундре в направлении вездеходной дороги, идущей из бывшего пос. Полярный вверх по долине р. Собь. Камни в местных речках очень скользкие из-за каких-то водорослей, поэтому бродить по ним достаточно непросто. Тут очень сильно пригождаются треккинговые палки, в этой местности они мне понравились больше, чем альпеншток. Впрочем, альпенштоки тут и не растут.
Первые 30 минут шли по сухому. Потом начался дождь, который с небольшими перерывами шел 3 дня. Комаров и мошки немеряно. Тут уж не зевать! В рот залетит!
Пробравшись через болота в тундре, вышли на вездеходку. Идти стало заметно веселее. Иногда дорога превращается в две параллельные речки.
Часов через 5 движения доходим до оз. Собское, откуда вытекает р. Собь. Всего прошли за день 12 км. Под дождем поставили палатку. Вылазить на улицу в такую погоду совершенно не хочется. Готовим ужин под тентом.
День 6.
11.08.2009 вторник
12 км. Перепад высот 150-390 м.
Станция Полярный Урал - по правому берегу р. Собь до озера, из которого берет начало р. Собь. Движение по тундре и вездеходной дороге.
Ночью, в 4 часа выхожу из палатки по делам и о, чудо! Светло! Полярный день, однако!
Сегодня нам идти по плану седьмого дня . Из-за небольшого перепада высот, наличия хорошей вездеходной дороги и ветра в спину взойти на перевал не составило большого труда. С перевала открывается вид на оз. Собское
и озеро Макар-Рузь.
Иногда выглядывает солнце, что немного раскрашивает унылый пейзаж
Эта зима на Полярном Урале выдалась необычно снежной, а лето прохладным, поэтому везде видны снежники.
Дорога по долинам рек Собь и Макар-Рузь из поселка Полярный пробивалась геологами при разведке месторождений хромитовых руд. Сейчас, после постройки добывающего комплекса на плато Енгаю, свою актуальность она потеряла, однако до сих пор размечена вешками,
проходима для гусенечной и тяжелой колесной техники. По ней местное население ездит в долины ручьев за золотым корнем, ведется заброска на вездеходах сплавщиков с пл. 110 км., бывший поселок Полярный, в Семиречье. Правда не все доезжают, и летом,
и зимой.
Нам нужно найти ответвление от этой дороги налево, в гору, к руднику на плато Енгаю. Проходим ответвление, издалека напоминающее заброшенную дорогу,
однако впереди виден солидный серпантин и остатки базы геологов, при подходе к которым, оказывается что это старые отвалы рудника.
Приходится возвращаться назад, пройдя лишних 4 км., и ставить лагерь недалеко от начала подъема на плато. Вечером слышны взрывы и сильно дрожит земля – на руднике рвут породу. Хоть палатка и стоит в камнепадобезопасном месте, немного жутковато.
В этот день за 5 часов прошли 16 км.
День 7.
12.08.2009 среда
12 км. Перепад высот 390-580-200 м.
Озеро - перевал Макар Рузь 580, н/к, вдоль ручья Макар Рузь до начала подъема на перевал Геологов. Движение по вездеходной дороге.
Опять идем с опережением в 1 день. Сегодня трудный путь. Поднимаемся на 600 метров в крутую гору сначала по вполне сносной дороге,
потом практически по куруму. Видно, что дорогой уже не пользуются, но следы людей на ней попадаются.
Поднимаемся. Мы уже выше радуги!
Выходим на плато. Видимость нулевая, мы в облаке. Неожиданно из тумана выплывают сюрреалистические очертания каких то огромных предметов. И тишина. Почувствуй себя сталкером!
Вблизи эти монстры оказываются остовами огромных БЕЛАЗов.
В тумане проходим рудник, только благодаря GPS не запутавшись в хитросплетении дорог и отвалов
и начинаем спуск к р. Енгаюз по автомобильной дороге, по которой непрерывно снуют Уралы с рудой. Руда настолько тяжелая, что каждый самосвал везет не больше пары кубометров породы.
Дорога грязная, идет серпантином, движение интенсивное, поэтому спрямляем путь к реке, спускаясь по снежникам.
Ночуем на берегу реки, с великим трудом выбрав маленькую площадку для палатки. Маленькая палатка с юбкой и хорошей ветровой устойчивостью нам очень пригодилась, ветер этой ночью был очень силен.
Вечером устраиваем совещание. Из-за непрерывной плохой погоды и низкимх облаков, полностью закрывающих горы высотой уже метров 700-800, подниматься вверх по Кердоманшору и ждать, вдруг Рай из откроется, и можно будет взойти на плато, на данный момент бессмысленно. Решаем утром выезжать в населенку, помыться, отогреться, высушится и дальше либо совершить поездку на несколько дней на катере по Оби, либо выехать на матрас на какую-нибудь окрестную речку пособирать лрибы-ягоды.
За 5 часов прошли 11 км.
День 8.
13.08.2009 четверг
11 км. Перепад высот 200-800-300 м.
Р. Макар Рузь - перевал Геологов 800, н/к, - рудник на плато Енгаюиз - брод через р. Енгаюз. Движение по вездеходной дороге.
Утренний дождь укрепляет нас во вчерашнем решении. Отправляемся к мосту через р. Енгаюз.
Как оказалось, Уралы возят руду не в Харп, а только до перевалочной базы недалеко от моста через р. Енгаюз. Дальше руда перегружается в большегрузные самосвалы Ивеко, и уже они везут ее оставшиеся 35 км до комбината в Харпе. Там мы и застопили самосвал.
За окошком быстро проносится тундра,
и через 40 минут мы уже в Харпе!
А еще через час мы сушим вещи в гостинице в Лабытнангах.
Сегодня нам еще нужно смотаться в Салехард, в речной порт, узнать расписание движения водного транспорта. В Салехард из Лабытнангов попадают так: Едут на маршрутке от площади до паромной переправы (30 руб.), переправляются на пароме через Обь (10 руб.), едут на маршрутке №6 до рынка дары Ямала (40 руб.). Паром – обычная баржа с пандусом, перемещаемая буксиром
Удивляет мастерство водителей, задним ходом набивающихся на паром так, что между машинами остается сантиметров 5-10, особенно водителей таких монстров:
В Салехарде быстренько находим речной порт, убеждаемся в том, что подходящих нам катеров нет, либо по срокам отправления, либо по цене билета, на маршрутке №1 от Обдорского острога едем в аэропорт, куда заезжает 6 маршрутка на переправу. Однако там узнаем, что последняя маршрутка ушла в 19:30, а сейчас уже 20:00! Идем из аэропорта пешком на трассу Салехард-переправа, в надежде поймать тачку.
Стоим на остановке полчаса. Ни одна из проезжающих машин не останавливается. Уже начинаем волноваться, а тут еще мошка налетела, того и гляди загрызет насмерть. Вдруг тормозит Хонда, на радостях даже модель не рассмотрел, внутри капитан милиции, садитесь, говорит. Разговорились. Оказался каким то важным человеком в ГАИ, работает тут, а живет в Лабытнангах, и каждый день ездит на работу через Обь. Человек очень душевный, рассказал много интересного и полезного о районе. Довез прямо до гостиницы, где мы жили.
За день так умотались, что решили завтрашний день опять провести в гостинице, а послезавтра поехать на Собь недалеко от Харпа, поматрасничать.
День 9.
14.08.2009 пятница
12 км. Перепад высот 300-420-200-350 м.
Р. Енгаюз - озера Гераулынты - перевал без названия 420, н/к, - ручей Кердоманшор, вверх по ручью до второго левого притока, стекающего с плато Рай Из. Движение по вездеходной дороге, тундре, куруму.
Проснулись поздно, отоспались, наконец-то досушили все вещи и пошли прогуляться по Лабытнангам. Город небольшой, тихий, рядом соседствуют новые здания и старые бараки. Вот главная гостиница города – Семь лиственниц (Лабытнанги, в переводе на ненецкий)
Но жили мы не там, а здесь, в гостинице с практически местным названием Тунис.
Походили по магазинам, зашли в книжный, на рынок. Кроме цен, в 2-2,5 раза выше, чем у нас, больше ничего особенного. Вечер пятницы, как водится, закончился в городском парке, на скамеечке с бутылочкой коньяка.
День 10.
15.08.2009 суббота
18 км. Перепад высот 350-1220-350 м.
Радиальный выход на г. Рай Из. Движение по тундре, куруму.
По утру выезжаем на маршрутке (70 руб.) в знакомый уже Харп. Переходим мост через Собь и идем по той же дороге, по которой приехали от моста в верховьях р. Енгаю, до ближайшего ручья, впадающего р. Енгаю уже в нижнем ее течении.
Удивленные водители самосвалов чуть ли не высовываются в окошки, мы их только позавчера привезли сюда, а они опять в тундру!!! Примерно через 3 км. от моста и в 5 км от остановки доходим до р. Енгаю. Вокруг никого. Только тундра и редкие деревца.
Погода наконец то наладилась.
В этом году, к сожалению, не было ни грибов, ни ягод. Морошка была в небольших количествах в районе станции Полярный Урал, голубику немного поели тут, а шикшу увидели только в Горнокнязевске.
День 11.
16.08.2009 воскресенье
Дневка.
Опять график движения совпал с планируемым! Утром показывали красоту:
Погода отличная, но сильно донимают кусачие. Хорошо хоть у них есть график работы, мошка кусает утром часов с 6 до 11, потом перерыв, иногда прилетают отдельные несознательные экземпляры, затем часов в 17 мошка возвращается, потом подходит комар, попозже мокрец. Примерно в 23 мошка и мокрец дохнет, но всю ночь дежурит комар. Человеку приходится подстраиваться под их график.
В перерыв удалось искупаться в Соби. Вода холодная, но не обжигающая.
День 12.
17.08.2009 понедельник
12 км. Перепад высот 350-150 м.
Переход вниз по р. Кердоманшор до зоны тайги и брода вездеходной дороги на п. Харп. Движение по тундре, куруму, тайге.
Дождавшись, когда спадет мошка, собираемся и отправляемся назад, в Харп. Час ходьбы, и мы уже на остановке.
Знакомой дорогой едем в Лабытнанги и селимся в ставшей уже привычной, гостинице. Вечером звоню чуваку, занимающемуся сдачей квартир, как оказалось, там – это большая проблема. Договариваемся, что утром он нас отвозит в единственную, освобождающуюся в 7 утра квартиру. Пора экономить, гостиница 2000 за номер, квартира 1000.
День 13.
18.08.2009 вторник
8 км. Перепад высот 150-50 м.
Переход по вездеходной дороге вниз вдоль р. Енгаю в п. Харп. Возможен попутный транспорт. Переезд в г. Лабытнанги. Ночевка в гостинице.
Утром приезжает чувак, отвозит нас в однокомнатную клетушку в бараке. Нас, конечно адрес смутил, ул. Бованенкова, на карте города она не значится, но оказалась улица еще в большей заднице, чем мы думали. Однако деваться некуда, сегодня нужно успеть в Горнокнязевск, а последняя маршрутка из Салехарда на переправу уходит от рынка в 19:30. Решили одну ночь переночевать тут.
Знакомым путем отправляемся в Салехард. У переправы нас встречает мамонт.
От Даров Ямала берем такси до Горгокнязевска (250 руб).
Горнокнязевск – национальный поселок хантов, основан в 17 веке. В нем проживал хантыйский князь Тайшин – первый наместник русского царя на Ямале. Сейчас часть поселка занимает этнографический музей.
На территории музея расположены несколько чумов, часть из них с экспозицией музея, часть – кабаки для свадеб и корпоративных мероприятий. Стоят нарты, есть загон с оленями. Недавно собаки всех оленей сожрали, сейчас там пасутся только два олененка. За фотографирование в музее запросили 100 руб, поэтому фотку стырили в инете:
В самом поселки покосившиеся избы и чумы, где живут ханты. Народу никого, то ли народ на рыбалке, то ли в тундре, пасет оленей, то ли работает в одной из многочисленных контор в Салехарде.
Таксист, когда нас привез, говорит: я вас час подожду. На что мы отвечаем: Да мы тут и музей посмотрим, и поселок, и на Обь сходим пофоткаем, поезжайте. На все про все хватило 40 минут. Дождался нас таксист! Видимо, интересно здесь, когда проводятся массовые мероприятия, а в обычный будний день делать тут нечего.
Так как у нас остается немного времени, заезжаем Обдорский острог, недавно реконструированную на месте основания в 1595 году Обдорска, сейчас Салехарда, крепость
и в фирменный магазин Салехардского комбината, находящийся рядом с острогом.
Полки ломятся, но цены не слишком воодушевляют. Поэтому затарились чисто символически.
Едем на переправу, пешеходу перебраться на ту сторону заметно быстрее, не надо стоять в длинных очередях.
В Лабытнангах прогуливаемся в окрестностях нашего барака, так как сидеть в вонючей комнате нет никакого желания.
День 14.
19.08.2009 среда
Переезд на пароме в г. Салехард, экскурсия по городу. Возвращение в п. Лабытнанги. Ночевка в гостинице.
Опять совпадение!
Утром переселились в давно знакомую гостиницу и поехали в Салехард. За предыдущие дни толком посмотреть его так и не удалось. А посмотреть есть на что! Буквально за 10 лет город превратился из обшарпанного городка барачного типа до современного столичного города.
Однако контрасты пока еще остаются
Вот ты какой, северный олень!
Посетили окружной музейно-выставочный комплекс имени Шемановского. Внешне громадное сооружение содержит внутри не слишком большую экспозицию краеведческого музея. Фоткать там разрешают опять же за деньги. Так что фоток не будет.
Не обнаружив в городе сувенирного магазинчика, поехали в аэропорт. Цены на сувениры как и все тут удивили. Ограничились парой магнитиков. Зато посмотрели на здание аэропорта
и на музей полярной авиации
День 15.
20.08.2009 четверг
07:00 отправление в Москву на поезде № 209 Лабытнанги - Москва.
Все, уезжаем.
За окном Рай-Из.
Прощай, Полярный Урал! Или до свидания?
День 16.
21.08.2009 пятница
Поезд.
День 17.
22.08.2009 суббота
04:55 прибытие в Москву.
12:26 отправление в Уфу на поезде № 356 Уфа - Москва.
День 18.
23.08.2009 воскресенье
19:58 прибытие в Уфу.
Последний раз редактировалось: Макс (Вт Авг 25, 2009 7:53 pm), всего редактировалось 2 раз(а) |
|
Вернуться к началу |
|
Chikushkin
Зарегистрирован: 28.02.2006 Сообщения: 4059 Откуда: Уфа
|
Добавлено: Вт Авг 25, 2009 2:57 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Добро пожаловать Домой))
Как всегда Вы лучшие )) |
|
Вернуться к началу |
|
****
Зарегистрирован: 11.12.2005 Сообщения: 13177
|
Добавлено: Вт Авг 25, 2009 4:35 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Я думал вас толпа будет! Ну вы маладцы!!! |
|
Вернуться к началу |
|
Сплюшка
Зарегистрирован: 04.06.2006 Сообщения: 7509 Откуда: Уфа
|
Добавлено: Вт Авг 25, 2009 5:23 pm Заголовок сообщения: |
|
|
хорошо написано но жопа там канешна)) |
|
Вернуться к началу |
|
Gosha
Зарегистрирован: 07.12.2004 Сообщения: 13737 Откуда: Самара
|
Добавлено: Вт Авг 25, 2009 5:42 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Маладцы!!!!!!!!!! |
|
Вернуться к началу |
|
Сплюшка
Зарегистрирован: 04.06.2006 Сообщения: 7509 Откуда: Уфа
|
Добавлено: Вт Авг 25, 2009 6:02 pm Заголовок сообщения: |
|
|
скромница канешна
хотите прокомментирую?
так скать взгляд с другой точки зрения?
п.с. Гоша, переезжай в Москву))
там тебя так не хватает! |
|
Вернуться к началу |
|
Gosha
Зарегистрирован: 07.12.2004 Сообщения: 13737 Откуда: Самара
|
Добавлено: Вт Авг 25, 2009 6:11 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Сплюшка писал(а): |
скромница канешна
хотите прокомментирую?
так скать взгляд с другой точки зрения?
|
Канечно
Сплюшка писал(а): |
п.с. Гоша, переезжай в Москву))
там тебя так не хватает! |
А чтотам делать? |
|
Вернуться к началу |
|
Сплюшка
Зарегистрирован: 04.06.2006 Сообщения: 7509 Откуда: Уфа
|
Добавлено: Вт Авг 25, 2009 6:14 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Gosha писал(а): |
Сплюшка писал(а): |
п.с. Гоша, переезжай в Москву))
там тебя так не хватает! |
А чтотам делать? |
ну
я не знаю
делают же там что то 10 миллионов населения
)))
п.с. прокомментирую. чуть позже |
|
Вернуться к началу |
|
Ильич
Зарегистрирован: 08.02.2005 Сообщения: 639
|
Добавлено: Вт Авг 25, 2009 10:31 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Зачетно.
Познавательно.
Держи + |
|
Вернуться к началу |
|
Мартышка
Зарегистрирован: 30.07.2003 Сообщения: 4734 Откуда: Нерезиновск
|
Добавлено: Ср Авг 26, 2009 2:28 am Заголовок сообщения: |
|
|
Сплюшка писал(а): |
п.с. Гоша, переезжай в Москву))
там тебя так не хватает! |
нинада... я ево боюс... |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
|