|
Автор |
Сообщение |
****
Зарегистрирован: 11.12.2005 Сообщения: 13177
|
Добавлено: Вс Дек 04, 2011 5:37 pm Заголовок сообщения: Яшмовый пояс Южного Урала. |
|
|
Цитата: |
ЯШМА, кремнистая, осадочная или осадочно-метаморфическая горная порода, сложенная на 60–95% объема тонко- и микрозернистым агрегатом кварца, иногда с большей или меньшей долей скрытокристаллического халцедона, а также многочисленных второстепенных минералов, в том числе определяющих ее окраску: оксидов и гидроксидов железа и марганца, различных зеленых и голубых минералов (эпидота, актинолита, хлорита, щелочных амфиболов, пренита), глинистых минералов (до 20%), магнетита, пирита и др. В некоторых слабометаморфизованных яшмах сохранились остатки кремневых скелетов морских одноклеточных водорослей – радиолярий. Породы, в составе которых халцедон преобладает над кварцем (вплоть до полного отсутствия последнего), называют яшмоидами.
Название «яшма» происходит от греч. «яспис» (пестрый), вероятно, производного от араб. «яшб», др.-евр. «ясфе» и персидского «яшм». Некогда на Руси слово «яспис» означало «крапчатый камень». |
Яшмовый пояс Южного Урала или первое путешествие Анастасии.
В школе я мечтал стать геологом, даже по окончанию поступал во МГРИ (Московский геолого-разведочный институт). Но царица наук - математика - эту мечту порушила))). Однако тяга ко всяческим камешкам и загадочностям земли осталась. А по приезду на жительство в Башкирию и постепенное восприятие природных богатств близлежащих Уральских гор тяга эта получила новую порцию энергии. Загадочное сочетание Яшмовый пояс Южного Урала стало манить в даль после появления автомобиля. Но все как-то не складывалось. И несложение дошло до точки этой осенью. Хотя ранее, в бытность занятием джиперасизмом и печатаньем кратких отчетов о поездках в разные части Южного Урала в городской газете, я привлек внимание работника администрации города. От меня требовалось подготовить маршрут по Яшмовому поясу и провезти по нему группу из Октябрьского с целью привлечения внимания типа к туризму. А нонешняя поездка родилась быстро и благодаря случаю. Как то обещал я нашему краеведу Кузнецову съездить на водопад на реке Каменка в Оренбуржье и сделать фото загадочного водопада. Однако меня опередили автотуристы из Кумертау и в теме по этот таинственный водопад выложили фото. Только без воды, ибо кончилась))). А без воды на водопад уже ехать не хотелось. Поэтому вспомнилась давнишняя идея проехать по яшмовому поясу Южного Урала. Покопавшись на просторах инета, нашел книгу Сергея Васильевича Колисниченко "Яшмовый пояс Южного Урала" в формате DjVu. Прочитав ее понял, что над маршрутом особо думать не надо, он подробно изложен в книге. Только автор начинал от Миасса до Орска, а я хотел проехать наоборот. Но терзало смутное сомнение, а осталась ли вся эта красота? Разыскал один форум любителей покопаться в земле, где обретается автор книги и отправил ему письмо. Неожиданно для меня вечером был ответ:
Цитата: |
Ваша заманчивая идея вполне осуществима, даже в три дня!
Единственное, без точных привязок нахождения некоторых мсторождений Вам придется поплутать в их поиске.
То, что Вы найдете яшмы вдоволь - не сомневайтесь. Ваша авто будет перегружена красивыми образцами.
Примерный маршрут такой: Орск (г. Полковник) - Калиновка (окр. г. Гай) (30 км)- Старый Сибай (г. Сибай) (+170 км)- д. Ташбулатово (+80 км)- д. Наурузово (+60 км)- д. Уразово - д. Сафарово (+70 км)- рудник Бай-Султан - д. Старо-Муйнаково - д. Курамино - г. Миасс(+80 км) - итого около 500 км!
Удачи и точных карт! |
Нанеся все эти точки в гугльземлю, а также еще множество мест из книги я подготовил маршрут. На всякий случай решил позвонить нашему местному геологу SAVant'у и он посоветовал посетить Мансуровский карьер, там можно найти кристаллы кварца. Карьер также был заложен в маршрут... Ну вот, предисловие получилось длинное... Рука бойца писАть устала...
Стартовать в понедельник помешала работа, нельзя было поручить хороших клиентов в чужие руки))), а утром около 7:00 вторника 20го сентября, мы стояли около машины.
Мы это:
- я, типа водятел, штурман и ваще командир;
- овощенок Настя, 8ми месяцев отроду, пассажирка;
- контрОллер овощенка, жена Майя.
Вот таким составом и поехали. Первую остановку для смены памперса и приготовления еды для Насти сделали километров через 100, после Абдуллино. На улице ветрено и временами накрапывает дождик. С погодой как обычно – не везет. Всегда выезжая на рыбалку по выходным как у всех, попадаешь то в дождь, то в снег. А тут и среди недели полная лажа с погодой. Начальной точкой маршрута будет город Орск, гора Полковник, а между Ореном и Орском есть такое урочище Долгие горы. В гугльземле замечательные фотки присутствуют, отыскать можно по координатам 51° 26.583'С 56° 45.579'В. Вот это место и было запланировано в качестве первой остановки для фотографирования. По пути до Орена останавливались два раза: сфотографировали церкви. Одну старую в деревне Кармалка
и новострой в д. Майорское с башенками и камерами видеонаблюдения на них и гранитной кладкой площади.
Впервые в жизни я ехал с таким маленьким пассажиром в такой длинный путь и терзали смутные сомнения на тему, а не придется ли вернуться. Но Настя прекрасно переносила дорогу, временами спала, а временами пыталась переползти с заднего сиденья ко мне. Для успокоения поползновений, ребенку была дана сушка.
Через час сушка была измочалена, а лицо и руки Насти вымазаны мокрым тестом, но все попытки эту сушку отобрать заканчивались воплями видоплясова. Так до Орена и доехали. Гляда на карту возникла идея не лезть в город, а свернуть раньше и поехать по правому берегу р. Урал и в районе д. Алабайтал выехать на Орскую дорогу. Но после коротких раздумий поехал через город. В дальнейшем идея посрезать срезы завела в некие тартарары, о который напишу нижее. На въезде в город обнаружилось здание окруженное антенным полем. Выяснять на месте что это такое не стал, думаю местные оренграднедомовцы прояснят картину.
Город проехал без проблем. Дорога проходи по краю, движение не напряжное. Со стороны людей в погонах внимания на себе не испытывал))). Расстояние до точки Долгих гор все уменьшалась, а погода не радовала.
Серые облака без просветов, серая растительность не вселяли оптимизма для фотографирования. Кажется на фото гора Верблюжка. Это я уже при написании отчета посмотрел на карте, а слева от нее начинается урочище Долгие горы. Я сбросил скорость и попытался оценить, стоит ли останавливаться. И решил, что не стоит. Фотограф я никакой, мне нужно чтобы небо было синее, облака фактурные, солнышко где нибудь пониже к горизонту, а из унылой картины я фото хорошие делать не умею. Поэтому продолжили движение дальше, но урочище лежит в душе неотмеченной галочкой и как-нибудь эту галочку надо будет закрыть. К Орску мы подъезжали часам к 16ти, что было немного раньше расчетного. План по начальной точке был таков: посещение горы Полковник и в зависимости от времени суток и состояния экипажа искать ночлег. Была мысль переночевать в гостинице, но наш форумчанин Евгений Яганов помог связаться с человеком, который мог встретить в Орске и проводить на съемную квартиру. За что ему отдельная огромная благодарность.
Цитата: |
Еще в 1735 году при основании Оренбургской крепости руководитель экспедиции Кирилов писал в Петербург, что нашел «благонадежные признаки руд медных и серебряных, а также камни - порфир, яшму и мрамор». В столицу была отправлена богатая минералогическая коллекция.
Добыча и обработка камня, начатая в пятидесятых годах XVIII века, приняла более массовый характер в годах шестидесятых. В 1764 году началось пополнение Эрмитажа Екатериной II. А в 1765-м под началом президента Академии художеств И. Бецкого была организована научная экспедиция по розыску и описанию камней Урала. Она наметила гигантскую полосу яшмы вдоль Уральского хребта, превышающую 600 километров. В 1767 году П. Паллас посетил Орск и хорошо описал крепость на Ори. Особенно его заинтересовала Яшмовая, или Аспидная (от греческого «яспис» - яшма), гора, и он доложил о богатых залежах на Ори императрице, которая поразилась рисунком, нанесенным природой на камень. Так как Петергофская гранильная фабрика, основанная Петром I в 1725 году, не могла переработать все эти несметные богатства, назрела необходимость строить новые мельницы по обработке камня. Камень стали возить в Екатеринбург. Своего же производства в Орске не было, не считая кустарной мастерской. Хотя яшма на горе разрабатывалась с середины XVIII века, имя свое она получила лишь на границе XIX-XX веков. В 1886 году за Орью была открыта Тургайская заводская конюшня Его Императорского Величества, управляющим которой был назначен полковник Николай Васильевич Балк. В то время это была территория тургайской области (территория нынешнего Казахстана), но связь между конюшней и Орском всегда поддерживалась тесная. Заводчане пользовались городской почтой, торговыми заведениями, сберегательной кассой. А жители города, отправляясь на конюшню по своим надобностям, привычно говорили: «Поеду на гору, к полковнику». И так со временем звание управляющего конным заводом стало названием одного из крупнейших месторождений прекрасных пестроцветных яшм. |
Вот такое краткое описание горы Полковник (51° 9.252'С 58° 39.168'В) . А вот так она выглядит издали, при подъезде к поселку биофабрики.
Отвал на горе это и есть карьер, в котором добывалась яшма. Как только мы подъехали к свороту на грунтовку ведущую к карьеру, я уже понял, что увидел первую яшму. Камнем была отсыпана эта грунтовка. Не чуя колес от радости я забыл про осторожность и тут же поплатился, влетев в канавку. В сервисе потом выпрямили помятую защиту картера, да, Калина это не Нива, надо постоянно смотреть под ноги))). На просторах инета есть много описаний данного места, поэтому я не буду занимать место на серваке. Карьер мало чем отличается от подобных песчаных или глиняных карьеров. Яшму выбрали и осталась только попутная порода,
да небольшие камни, пару из которых мы подобрали для первой геологической коллекции.
На фото за машиной видна куча глины и песка, а за ней яма, вырытая экскаватором. Как пояснили мне потом местные жители, это кустари обработчики пытаются найти новые жилы яшмы. Иногда это удается, говорят. Солнце клонилось к закату, но еще было около 18 часов и надо было принимать решение о ночлеге. Что-то уже не хотелось так рано останавливаться, да и чужих людей тоже не хотелось напрягать, поэтому решено было ехать на вторую точку нашего маршрута – Калиновку. Так мы поехали в город Гай, в котором живут гайцы и гайки, так ведь? Но не смотря на такое название, гайцы с погонами нам не попались по дороге, а попался дождь. Проливной. Сразу начались проблемы, на выезде из Орска нас обогнала праворульная тойота, а уже км через 10 она стояла в придорожной канава после переворота. На обочине находились несколько машин и вроде с пассажирами было все в порядке, поэтому я не стал останавливаться, а сбросив скорость, не торопясь поехал дальше. Навигатор провел краем города и дорога пошла в сторону больших отвалов и карьеров. Решил выйти и спросить у местных жителей. Про Калиновку сказали, что я правильно еду, а про яшму ничего не знали. Ладно, наверное не последние люди на дороге, спрошу еще. Асфальт перешел в гравийку, достаточно разбитую и немного попетляв мы оказались рядом с глубоким карьером. Отвалы которого были разных цветов, на горизонте вырисовывался копр шахты и доносился запах, который я помню еще со школы. Запах химической лаборатории.
Надвигался очередной дождь и мы поспешили дальше. Вот и Калиновка, точка у меня стояла за деревней, а что впереди было неизвестно. Проезжая деревню увидел «пятерку», а в ней сидели люди и судя по всему что-то распивали))). Я остановился и пошел к ним. Спросил про яшму и они сразу ответили, что вот за тем подъемом сразу справа увидишь болотце и обрыв, состоявший из яшмы. А если нужно красивые камни, то надо походить и поискать шурфы, которые делают приезжие добытчики. Особо красивых камней конечно хотелось, но задача стояла посмотреть быстро и ехать дальше))). Вот и болотце, вот и крутояр.
Камни в основном темно-красного цвета, иногда с желтыми и белыми прожилками. Выбрав, по моему мнению, пару красивых и закинув их в багажник, стали решать, что делать дальше. Во первых темнело, во вторых шел дождь, в третьих, чтобы встать на ночлег, надо выехать за город, а тогда уже стемнеет окончательно. Решили поискать гостиницу в городе. Проезжая мимо кафе, увидел такси. Подумал, что кто уж лучше таксиста может мне подсказать по городу, пошел его искать. На зов из кафе вышел парень лет 30, выслушал проблему и сказав, езжай за мной, привел к гостинице «Березка». Вернее сама гостиница находилась на 4ом этаже, а весь дом занимали различные учреждения. Вообще по виду это бывшая общага, впрочем уточнять интереса не было. Поднялся к администратору, спросил про номера и цены. 1500 руб, в номере душ, ТВ, туалет и т.д. Спустился за женой с дочкой и у подъехавшего таксиста спросил про другие гостиницы. В ответ услышал, что есть еще одна, но она для оооочень богатых горняков. Ладно, пошли прописываться в номер. Номер представлял из себя бывшую кухню и комнату, с паркетными полами застеленными линолеумом. Прокурен до невозможности, хотя висят объявления, что за курение штраф 500 руб. Вот тут я подумал, что зря я считаю, что на нашей горнолыжке 1500 руб за номер это дорого. В наших номер отделка такая, что не у каждого то и дома подобная присутствует. По крайней мере у меня точно нет))). Настя никак не хотела успокаиваться и все рвалась полазить по разным закоулкам номера. Кое-как уложили спать. Переночевали нормально, в гостинице было спокойно. Утром, сделав прощальную фото выдвинулись в сторону Акъяра.
Путь лежал на третью точку маршрута – Старый Сибай. Дорога, что по Гаю, что после Гая была просто убитая. Куски асфальта метров по двести прерывались выбоинами, словно от взрывов. Ехать приходилось очень аккуратно, смотря под колеса. Вокруг был красивый пейзаж. Многим он кажется унылым, а мне нравится. Фото делать не стал. Эту даль фотографией не передать, нечем цепляться глазу. Мне всегда говорили про степи под Оренбургом, но я ни разу их там не видел. А тут увидел. Красиво! И еще я подумал, что приняли правильное решение переночевать в гостинице. Некуда было свернуть, и негде было укрыться от ветра и дождя – степь. Через какое-то время обратил внимание на стук при правых поворотах по заднему колесу. В голову стали закрадываться мысли про какую-нибудь поломку. Остановился, осмотрел все по колесам и по низу. Все было на месте, фиг его знает, что там стучит, разберемся по ходу. Вот и Акъяр. После поселка дорога стала получше, но все равно попадались разбитые участки, хотя гораздо реже. Вдоль дороги появились деревца и вот на горизонте показали горы.
Ближе к Сибаю навстречу проехали два Беллаза в сопровождении дпски, сфотографировать не успел, надо было съезжать на обочину, чтобы их пропустить. В самом Сибае попадались мелкие Беллазы и указатели, что надо быть осторожным, работает большегрузная техника. Навигатор вывел в Старый Сибай и я встал на развилке в конце пригорода. В книге даны описания выхода яшмы на окрестных горках и дано название этих гор. На картах названий нет, поэтому решил дождаться кого-нибудь из местных. Дождался женщину и без особого ожидания нужного ответа спросил про яшму. Аааа, это вам вон за тот лесок надо заехать, который на середине горы стоит, там карьер. Хм, неожиданно полноценный ответ, поехали налево))).
Это поворот с дороги на гору, выезд отсыпан мелкой фракцией из яшмы, свернули и примерно через километр выехали к разработке. Судя по свежим отвалам мелких камней и следов работы техники, яшму добывают активно.
Собрали несколько камешков:
На выезде лежал яшмовый бульник, за которым спокойно может спрятаться Калина.
Забил в навигатор следующую точку – деревню Ташбулатово, это рядом с озером Банным и одноименным ГЛК. В книге дано описание, что к выходам яшмы поднимались по дороге в конце поселка между коттеджами. Посмотрев космоснимки данного места, я уже почти на сто процентов знал, куда мне надо заехать. Вот мы снова возвращаемся в Сибай, по дороге попадается самосвальчик вывозящий что-то с шахты.
Я больше смотрю на навигатор, где мне надо повернуть в сторону Магнитогорска и вдруг жена говорит, что проехали вывеску, на которой написано «Мастерская по обработке камня». Я остановился на обочине, включил аварийку и начал потихоньку сдавать назад. Подъехал к воротам с вывеской СФ «Башгеология», зашел на проходную и спросил у вахтера про мастерскую. Она пояснила, что у них на территории есть такая, называется «Художественная мастерская «Каро» и позвонила директору. Сергей Александрович оказался на месте, вахтер объяснила, как пройти и я зашел на территорию. Около входа в мастерскую лежали различного размера куски яшмы всех цветов и оттенков и другие камни. Зайдя внутрь, увидел ящики с тонкими пластинками разрезанных камней и был слышан шум станков. Директор встретил меня в коридоре и провел в кабинет. В нем стояли витрины со спилами камней и на стенах висели картины в рамках. Как потом оказалось, эти картины сделаны из камня и до моего прихода директор обсуждал эскиз картины на которой изображен батыр (наверное С. Юлаев)))) на фоне Уральских гор. Я рассказал ему про цель нашего маршрута и про последнее посещенное место. Оказалось, что этот выход яшмы обнаружил он еще десять лет назад, а сейчас объявился новый хозяин в лице государства и говорит, что надо поставить забор и шлагбаум и не давать расхищать народное достояние различным ремесленникам. Когда я задал вопрос о яшме и ее современной обработке, то С. А. рассказал, что яшму обрабатывать очень трудно и изделие из нее стоят очень дорого. Когда-то его мастерская занималась изготовлением различных изделий из цельных камней, а сейчас перешли на мозаику из пластин. И трудоемкость меньше и цена на уровне. Не буду называть цифры, не помню точно, но они впечатляли. В заказчиках администрации различных президентов, министерства, алигархи и т.д. Я сидел, слушал, смотрел и жалел, что не взял фотоаппарат. Не ожидал, что может получиться интересный рассказ и будет, что поснимать. Но бежать назад времени уже не было и оставалось только сожалеть. В конце рассказа он посоветовал съездить к Александру Максимовичу Матора, у которого дом превращен в музей минералов (вот для информации http://kray.ucoz.ru/index/matora_aleksandr_maksimovich/0-305 ). И еще посоветовал заехать на Янгельское месторождение опалов. Я еще раз посетовал на недостаток времени и откланялся. Путь наш лежал в район озера Банное, деревня Ташбулатово. После Сибая в сторону Магнитогорска км 10 пришлось ехать по убитой дороге. Судя по отвалам вокруг одни карьеры))). В конце этой дороги один находился совсем близко. Остановились запечатлеть для истории и дальше на север.
Через некоторое время заскочили в Челябинску область.
В этот день мы еще раза три путешествовали из Ч в Б и обратно))), как в Орске дважды проезжали из Европы в Азию и назад, вот до чего техника дошла))). В пути жена сказала, что надо делать остановку, менять памперс и приготовить Насте покушать. А за окном ветер не слабый, места открытые, спрятаться негде. Говорю, что воооон там вдали показалась лесополоса, там и остановимся. Смотрю в зеркало, она начинает менять памперс на ходу. На вопрос зачем, отвечает, что надо преодолевать трудности. А Настя решила эти трудности усугубить. Как только папмерс был снят, она пописала))). Так что до лесополосы доехали с мокрыми джинсами и сиденьем))). Ребенка закинули в колючие кусты))) и занялись приготовлением пищи и переодеванием.
Завершили все дела и поехали дальше. Расстояния оказались немного бОльшими, чем рассчитывались по легенде и день уже перевалил за вторую половину. До Ташбулатово добрались без особых проблем, уход не в ту сторону на развязке не в счет))). И яшму обнаружили быстро. В конце деревни дорога уходила направо на холмы, а с другой стороны лежало озеро Карабалыкты. И уже на подъеме на обочине грунтовки стали попадаться куски красной яшмы.
И сразу обратили на себя внимания одинокие березы на склонах в окружении валунов. Это тоже была яшма.
Как и описывалось в книге, цельных кусков нет. Все они покрыты сетью трещин. Около березы на фото, слева к валунам шел небольшой шурф, видно проводили разведку более интересных камней. В этом же районе, в случае достаточности времени, планировалось посетить еще одно место – Кусимовкий рудник. Но к сожалению времени не было, надо было посетить по этой линии Наурузово и перевалив через хребет Бугасты, выйти на учалинскую дорогу и подниматься вверх в сторону Миасса. Поэтому поехали в обратную сторону. И тут что-то меня осенило))), глядючи на навигатор. Что это я думаю все кругами езжу да кругами. Вон там налево дорожка отходит, вроде как асфальт. Надо заметить, что бумажные карты остались в Ниве, поэтому я все прокладки проводил по Навителу в КПК. Свернули, действительно, асфальтовая дорога, хорошая причем. Вот только подозрительно высокой травой поросла обочина. Дальше – хуже. Пошли выбоины, потом такие, что местные проложили объездные дороги по полю. После какой-то деревеньки, где местные смотрели на нас с большим удивлением, пошла грунтовка, плавно переходящие в тропинки от местных стад парнокопытных. Утешали меня три вещи: возвращаться назад поздно; едем в нужную сторону; впереди км в 2 мелькала попутная легковушка, а значит дорога проезжабельна. Где-то вот в этом месте мы в очередной раз пересекли границу ЧО и РБ.
Далее хороший грейдер и впереди деревня Наурузово. Сразу было понятно, что яшму надо искать на хребте, возвышающимся над деревней и рекой Урал. И местный водитель сельского бензовоза подтвердил это, указав наверх, мол там полазаете – найдете. Но это лазание заняло бы слишком много времени, а посему удовлетворились найденным куском камня на обочине (может и не яшма вовсе))).
Полюбовались немного Уралом, текущим среди начавших желтеть деревьев и поехали дальше.
Через минут сорок мы были на асфальтовой дороге ведущей на Учалы. Следующий пункт маршрута д. Уразово. Сквозь тучи выглянуло солнышко и пришлось остановиться, потому-что пейзаж того стоил.
И снова за руль, время поджимает. В планах пройти хотя бы пару пунктов и искать место для ночлега. Заехали в д. Уразово, остановился у местной МТС. На лай собаки из дома при шлагбауме вышли несколько человек. Я спросил про яшму. Они долго что-то вспоминали, обменивались догадками и в результате сказали, что не знают про яшму, может это на месте бывшего марганцевого рудника, км в 8 назад по дороге. В общем я решил поставить на этом месте прочерк, типа не нашли и поехать дальше. Проехали Учалы, мне понравился указатель.
Далее деревня Сафарово. По книге яшмовые выходы лежат на горах за деревней. Увидев двух Бабаев у колодца, я подъехал к ним с вопросом про яшму. Да, правильно сынок, езжай вон за ту гору, там еще гора, а там уже найдешь старые выработки, а сейчас про это никто почти и не знает. Судя по всему посылали они меня в сторону Ильчино. Поднялся я на гору, а там еще гора, а за той еще, а солнце уже того гляди свалится за горизонт. Настя уже достаточно долго спала и я решил останавливаться на ночлег, пока светло. Встали мы в березовой роще, прорезанной коровьими тропами. Раздался неожиданный телефонный звонок. Звонил наш недомовский гелолога SAVant с вопросом, когда я собираюсь поехать по маршруту. На что я ответил, что уже полбагажника яшмой завалены. Он еще раз посоветовал заглянуть на Мансуровский карьер. Я рассчитывал завтра утром встать пораньше и уехать до появления стада. Пока ставили палатку, дите спало в машине.
И тут мы прозевали момент, когда она неудачно перевернулась и легла на бутылочку из-под молока. В результате начался визгопископлач, который кое-как удалось остановить помещением Насти в коляску и приложением к ней продольно-поперечных усилий, т.е. укачиванием. Перекусив чаем с пещеньками, легли спать, снова с трудом успокоив ребенка.
Но ночь прошла спокойно и в 7 часов мы были уже на ногах. Небо было хмурым, что оптимизма насчет погоды не внушало. И точно, минут через десять начал накрапывать дождик. Как я писал выше, хотелось уехать с места до появления стада, но это не удалось. Пока завтракали, на горизонте замаячили коровы.
К нашей радости, пастух отогнал стадо от нас с помощью собаки. За что последняя получила овсяную печеньку и не отходила он нас до самого нашего отъезда, получив их еще несколько штук))). Дождик все усиливался и я спешил скорее съехать с горы, пока резина еще держалась за грунт. И вот при спуске снова начался тот самый стук по правому заднему колесу, но уже постоянный. Останавливаться в поле я не стал, а спустился в деревню и проехав километр по мокрому от дождя асфальту, встал на автобусной остановке. Простой осмотр колеса снова ничего не дал, а прощупывание обратной стороны колеса руками результат дало. В колесе находился посторонний железный предмет, который вошел под углом к плоскости пятна контакта и вылез через протектор с обратной стороны. Поскольку Калина автомобиль б/у только год и неприятностей пока никаких не доставивший, инструмента было только баллонный ключ и крестовая отвертка (кувалда, якорь и ручная лебедка не в счет). В результате жена пожертвовала свои маникюрные кусачки и предмет оказавшийся гвоздем, был извлечен из колеса.
На Сафаровской яшме тоже поставил прочерк – не нашли. Уныния это не вызывало (наоборот, только мысли о том, что надо будет еще раз съездить))), впереди в полутора километрах был поворот на Мансуровский гранитный карьер. Куда мы под то моросящим, то проливным дождем и поехали.
Вот собственно карьер.
Слева еще такая же чаша, но она заполнена водой и работы в ней не ведутся. Найдя прораба, я спросил у него про кварц. Он показал рукой на жилку в граните на неработающей левой половине и дал разрешение спуститься туда. Когда я подошел к жилке, то понял, что подобных мне «юных геологов» здесь побывало немеряно. Жилка была вся выбита до возможности добраться нехитрым инструментом. Но все равно пару кристаллов, похожих на зубы дракона, оторвать удалось))). Уходя с карьера, обратил внимание на людей, забивающих клинья в гранит. Вроде сами блоки выпиливаются, а зачем такой тяжелый физический труд – не понял, а спрашивать уже было не у кого. Следующая точка маршрута Старо-Муйнаково. Дождь все не прекращался.
Но это как раз и помогло. При подъезде к Старо-Муйнаково, слева от дороги идут горки, а сама деревня лежит пониже справа и место более равнинное. Понятно было, что искать надо на левой стороне, но съезжать с асфальта в гору по чернозему на Калине было не особо радостно. Увидев женщину на деревенской улице, я подъехал к ней. Она естественно показала на горки слева от дороги и сказала, что надо подняться повыше и там увидите выходы. Но выходы я увидел как только выехал из деревни снова на асфальт. Мокрая от дождя яшма сразу была видна на срезанном придорожном косогоре.
Вместе с красной яшмой находилась и зеленая.
И все это в 10 метрах от асфальтового полотна дороги. Сразу же подумал, что там, наверху, будут камни еще красивее. И попытался забраться наверх горы. Резина сказал жжжжжжж, и кое-как вывернув с колеи на траву, я решил развернуться и ехать далее. Яшму мы нашли, а заодно нашли цветущий чабрец, это в сентябре!
И как мне кажется, подснежник. Ну может и не подснежник, ботаники подскажут.
23 сентября вроде уже цвести ничего не должно, а влажная и теплая погода лето продлили.
И вот мы двинулись к конечной точки нашего маршрута – деревне Курамино.
Карьер, где добывалась яшма.
Кусочки яшмы.
Глыбы яшмы.
И так же в карьере видны свежие шурфы для разведки новых камней.
Так и закончился наш маршрут. А путь еще лежал на Миасс. По дороге увидели аэродром Миасского аэроклуба.
Рядом большой баннер с приглашением попрыгать с парашютом. Прыгать под дождем не особо хотелось, да и без дождя меня калачом не заманишь))). Поэтому поехали дальше. А дальше было шоссе М5, авария после Ашинского поворота, поиск объезда через Ашу на Улу-Теляк. И потом впервые в жизни я от Улу-Теляка до Уфы не встретил ни одной попутной фуры. Трасса в районе Аши стояла намертво.
ЗЫ. Легенда маршрута:
Горы Долгие (фото)
51° 23.454'С 56° 47.474'В
г. Полковник (Орск)
51°09.252'С 58°39.168'В
Калиновка (окр. г. Гай) (30 км)
51°28.137'С 58°32.039'В
Старый Сибай (г. Сибай) (+170 км)
52° 41.949'С 58° 33.047'В
д. Ташбулатово (+80 км)
рядом Кусимовский рудник
53° 36.949'С 58° 43.455'В
д. Наурузово (+60 км)
54° 02.846'С 59° 05.358'В
д. Уразово
В стороне остается г. Сабинда (озеро Калкан, Мансуровский карьер (гранит, кварц)
54° 16.209'С 59° 08.231'В
д. Сафарово (+70 км)
54° 27.160'С 59° 34.180'В
рудник Бай-Султан
это место совместно со Старо-Муйнаково
д. Старо-Муйнаково
гора Таш Казган, гора Ильитау
54° 34.327'С 59° 42.788'В
д. Курамино
в стороне остается Аушкуль, гора Ауш
54° 38.167'С 59° 47.691'В
г. Миасс(+80 км)
ЗЗЫ. Описанная выше поездка делалась не для того, чтобы найти красивые камни, а просто посмотреть, существует ли это сейчас. Да, все на месте, как и описано в книге С. В. Колисниченко "Яшмовый пояс Южного Урала". Это при том, что мы прошли малую толику описанных в книге мест. В стороне остались озеро Калкан с горой Сабинда, озеро Аушкул с горой Ауш, Мулдакаевские яшмы. Весь пояс проехать и пройти, нужно месяцы. Зато я теперь знаю, что можно отыскать красивый камень для коллекции или дальнейшей нехитрой обработки. Месторождения яшмы – это маршрут выходного дня для семьи. И родителям и тем более детям это будет интересно. Тема неисчерпаемая. На той стороне хребта Ирендык есть деревня Мало-Муйнаково. Там есть остатки Екатерининского тракта. А это тоже историческая тема и интересный маршрут.
ЗЗЗЫ. Попала мне в руки книжечка одна. П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка». Продумывается маршрут по Южному и Среднему Уралу с заездом к С. В. Колисниченко, Моторе А. М. и Хозяйке Медной Горы))).
Здесь находится первоисточник http://zhushev.ru/index.php?op=modules&mod_id=94
Последний раз редактировалось: **** (Пн Апр 16, 2012 10:36 pm), всего редактировалось 2 раз(а) |
|
Вернуться к началу |
|
Шурале56
Зарегистрирован: 23.05.2010 Сообщения: 6797 Откуда: Оренград
|
Добавлено: Вс Дек 04, 2011 7:44 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Спасибо за отчет! Интересный рейд, да еще с таким юным членом экипажа.
P.S.: судя по описанию, Оренград вы не проехали, а объехали. Загородное шоссе, оно же объездная дорога, через наш мегаполис не проходит - он раскинулся западнее.
По антенному полю ничего не скажу, так будет всем спокойнее . На выезде из города еще есть куча антенн, в районе Ростошей. Возможно, все это имеет отношение к 31-ой ракетной армии? ... хм, ракетный пояс Южного Урала...
P.P.S.: не раскрыта тема "ништяков" в Орске |
|
Вернуться к началу |
|
AlekseyT
Зарегистрирован: 20.01.2005 Сообщения: 3814 Откуда: такие мысли??
|
Добавлено: Вс Дек 04, 2011 8:26 pm Заголовок сообщения: |
|
|
shurale56 писал(а): |
По антенному полю ничего не скажу, так будет всем спокойнее |
А если скажешь, мы все спать резко перестанем?
Молодец Серега! |
|
Вернуться к началу |
|
Шурале56
Зарегистрирован: 23.05.2010 Сообщения: 6797 Откуда: Оренград
|
Добавлено: Вс Дек 04, 2011 8:45 pm Заголовок сообщения: |
|
|
AlekseyT писал(а): |
...А если скажешь, мы все спать резко перестанем? ... |
Угу. Я вот не знаю - сплю крепко. Чего и всем вам желаю |
|
Вернуться к началу |
|
DVG
Зарегистрирован: 06.04.2009 Сообщения: 4604 Откуда: Уфа, Черняга
|
Добавлено: Вс Дек 04, 2011 9:49 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Вижу - есть еще порох и ягоды. |
|
Вернуться к началу |
|
LEONEL
Зарегистрирован: 12.01.2011 Сообщения: 593 Откуда: ЭФЭ
|
Добавлено: Пн Дек 05, 2011 11:10 am Заголовок сообщения: |
|
|
С семьёй, с маленькой дочкой - молодцом! Хороший отчёт. |
|
Вернуться к началу |
|
SAVant
Зарегистрирован: 05.03.2009 Сообщения: 1612 Откуда: Уфа–Мечта
|
Добавлено: Пн Дек 05, 2011 11:15 am Заголовок сообщения: |
|
|
Хороший рассказ.
Жаль что Уразовскую яшму не нашли, она очень красивая и карьер, как мне помнится, прям у дороги.
Вот по гуглу:
54.287340°
59.143533°
Зацените как все копано-перекопано, прям как в оспинках - золотишко мыли люди.
Яшма в больших траншеях, перепендикулярных к трассе.
Надеюсь камни все подписаны? это что-бы потом не чесать репу и не вспоминать где его подобрали.
В 1998 году мансуровский карьер был от силы 4-5 ступенек, фигасе пилят |
|
Вернуться к началу |
|
Кузьмин
Зарегистрирован: 09.01.2005 Сообщения: 24006 Откуда: Уфа
|
Добавлено: Пн Дек 05, 2011 1:57 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Молодец Серега! |
|
Вернуться к началу |
|
Bun
Зарегистрирован: 21.12.2007 Сообщения: 940 Откуда: Уфа-Питер
|
Добавлено: Пн Дек 05, 2011 3:25 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Надеюсь, Сергей будет не в обиде, да и чтобы не плодить темы о красотах камня, выложу тут (на усмотрение модера можно и в отдельную тему выделить).
В прошлом сентябре был на оз.Телецком, что в Респ. Алтай. Живёт на том озере заслуженный художник СССР и РФ Л.А.Шилкин. Приятный на вид и общение дедушка, любящий до безумства те края. Кроме того, что рисует он местные пейзажы, также любит заниматься камнем. Сам ходит на раскопки, да и ему привозят, разные интересные экспонаты. Какие-то обрабатывает, создает композиции, а что-то и так выкладывает в своём доме-музее на берегу вышеназванного озера. (стоит отметить его упорность и трудолюбие, но строит он этот дом-музей сам, только собственными силами и просто желающих помочь соседей).
Качество фото уж какое есть, но смею заверить, что в оригинале эти во сто крат красивей и интересней. Некоторые свои внутренним содержанием просто поражают воображение!
Вот эти белые полосы - на самом деле расположенные под углом прожилки толщиной всего несколько десятых миллиметра. Толщину их можно разглядеть только практически уткнувшись носом в камень.
Тут уж кому что подскажет фантазия: и красная роза, и пасть пантеры, и языки пламени..
Тем кто окажется в Респ.Алтай, крайне советую посетить этого дедушку. В его музее кроме композиций из камня очень много красивейших картин тех краёв, а также и поделок, сделанных руками мастера! |
|
Вернуться к началу |
|
****
Зарегистрирован: 11.12.2005 Сообщения: 13177
|
Добавлено: Вт Дек 06, 2011 8:38 am Заголовок сообщения: |
|
|
shurale56 писал(а): |
...P.P.S.: не раскрыта тема "ништяков" в Орске |
Переведи...?
SAVant писал(а): |
....Жаль что Уразовскую яшму не нашли, она очень красивая и карьер, как мне помнится, прям у дороги.
Вот по гуглу:
54.287340°
59.143533°
|
Несмотря на подготовку, нетбук с картами и точками не доставал ни разу. Просто физически не было на это время. Вся нитка пути 1867 км. Из них 600 км маршрута и все за три дня. Я помнил этот снимок, но думал люди знают и укажут... Не знают))). Как я уже писал - есть повод вернуться!
Bun писал(а): |
Надеюсь, Сергей будет не в обиде,... |
Ни в коем разе. Тема интереснейшая и неисчерпаемая! |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|