|
|
|
Автор |
Сообщение |
serg777
Зарегистрирован: 27.02.2008 Сообщения: 5025 Откуда: Подуфимье
|
Добавлено: Ср Мар 27, 2013 10:46 am Заголовок сообщения: Экспедиция "Лёд Байкала 2013" |
|
|
Экспедиция «Лед Байкала- 2013»
Текст Борис Слепнев и Сергей Лукьянов. Фото Слепнев Борис, Вырезков Олег, Спиридонов Игорь, Горбовская Полина, Давлетбаев Дамир, Сергей Лукьянов.
21.03.2013г., 5.30 утра. Наш экспедиционный Паджерик въезжает в спящую еще Уфу. Поставлена еще одна жирная галочка в копилке исполненных мечт. На одометре машины добавлено 9250 км. Непростых и удивительных километров экспедиции, формата которой еще не было в моей практике. Экспедиции «Лед Байкала- 2013». Из дома казалось, что 800-1000 км по льду – пустяки (правда по привычке все равно подготовились основательно и из «запасов» разве только сэнд-траки не пригодились – пару раз обошлись заботливо положенными кем-то на трещину досками). Но до самого этого льда тоже предстояло добраться, как и вернуться домой. Посему обо всем по-порядку.
05.03.2013г. 17.00 перед дальней дорогой решаю проверить балансировку – ощущение что одно колесо слегка бьет. После поднятия на подъемнике покрываюсь холодным потом – передняя правая ступица вхлам. Месяц назад специально заезжал в сервис всё проверить перед дорогой – замечаний не было. Звоню второму экспедиционеру - Давлетбаеву Дамиру, объясняю ситуацию. Решение рождается мгновенно – я по магазинам искать ступицу, он – в сервис Партизан тормозить с закрытием. В результате в разных магазинах – чудо! были куплены обе ступицы, а к 22.00 работы были закончены и я попал домой (в ходе ремонтных работ было настойчиво рекомендовано заменить передние стойки, об этом позже). Сборы, комплектация, проверка по списку шмурдяка, ремкомплекта, снаряжения. На сон времени не остается, в 3.45 06.03.2012 стартую из дома, по дороге забираю Дамира и мы выдвигаемся в Омск. Еще с вечера дозвонился до нашего третьего компаньона – Вырезкова Олега (Cameraman, г. Омск), попросил по VINу найти требуемые запчасти и забронировать место в сервисе. До Омска стойки дойдут. А там заменим.
В 22.00 по местному на въезде в Омск нас встречает Олег, встреча, друзья, застолье, собранное замечательными омичками, нашей соратницей по предыдущим походам Риммой Бобылевой и женой Олега Наташей. Несмотря на радость встречи и предпраздничное настроение мы уже никакие. Спать.
07.03.2013г. С утра в сервис, пока машину делают, проехались по «местам боевой славы» - я жил и работал в Омске, попав по распределению после института в 1985-87гг. Незабываемые впечатления из прошлой жизни, хотя узнанного не много. Но окошко в общаге нашел! К 13.00 машина готова, крайний на ближайшие 2 недели домашний обед, приготовленный заботливыми женскими руками, грузим шмурдяк Олега и в путь!
От самой Уфы идет снег. В Омске он усилился, но днем терпимо. Дальше начинается «веселуха».
Большинство обгонов – вслепую, связываясь с впереди идущим дальнобоем по рации. И так до самого Красноярска, где к ночи погода развеялась и нам явилось такое чудо!
Тем не менее, поочередно меняя друг друга, 09.03.2013г. к 21.00 местного доходим до Иркутска. Из окна машины смотрим на город – красив! И старые здания и новодел. И даже то, что навик заблудился и начал плутать не злит.
Спросив аборигенов, взяли нужное направление на Листвянку и через час были в уютной гостинице Даурия, где нас уже ждали, заботливо открыв ворота. Приняв по 50 грамм для лучшего сна падаем на кровати и проваливаемся в сон.
10.03.2013г. Утро – на разграбление поселка,
а также еще нужно помыть и уложить машину, подготовить снежик, заправить канистры.
А еще нужно попробовать омуля и позы (бурятские манты).
Вечером – встреча с остальной частью экспедиционной команды, дружеский ужин, вечер знакомств. В рисунках меню вдруг обнаружили себя
Похожи, правда?
На столе – знаменитый согудай из омуля
Тем не менее, помня о завтрашнем дне, засиживаться не стали, поехали отдыхать.
Дальнейшее повествование буду делать (писательством такой неприкрытый плагиат назвать нельзя) при помощи заимствований из статьи профессионального журналиста, главного редактора и Генерального директора еженедельной Иркутской газеты «Копейка» Бориса Терентьевича Слепнева, замечательного, мудрого и знающего про Байкал кажется всё. Мне запомнить все эти названия и так складно описать не дано. От себя добавлю лишь комментарии и собственные впечатления, да местами заменю на монолог от первого лица.
(Продолжение следует)
Последний раз редактировалось: serg777 (Пт Апр 05, 2013 10:14 am), всего редактировалось 2 раз(а) |
|
Вернуться к началу |
|
Franc
Зарегистрирован: 24.06.2003 Сообщения: 3656 Откуда: Уфа
|
Добавлено: Ср Мар 27, 2013 11:23 am Заголовок сообщения: |
|
|
А в мохнатой шапке на предпоследнем фото это кто? Что-то на соседа моего по дому похож. |
|
Вернуться к началу |
|
танкист
Зарегистрирован: 09.01.2009 Сообщения: 628 Откуда: Кумертау
|
Добавлено: Ср Мар 27, 2013 12:37 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Так этож Дамир (полукрасный УАЗик))) |
|
Вернуться к началу |
|
e.kadr
Зарегистрирован: 18.10.2008 Сообщения: 1505 Откуда: Уфа
|
Добавлено: Ср Мар 27, 2013 1:03 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Танкист писал(а): |
Так этож Дамир (полукрасный УАЗик))) |
Отстал от жизни весь прошлый сезон уже синяя тойота |
|
Вернуться к началу |
|
****
Зарегистрирован: 11.12.2005 Сообщения: 13177
|
Добавлено: Ср Мар 27, 2013 2:27 pm Заголовок сообщения: Re: Экспедиция "Лёд Байкала 2013" |
|
|
serg777 писал(а): |
...В рисунках меню вдруг обнаружили себя
... |
Я не узнаю вас в гриме!Ты эт который за голову схватился?)))
Молодцы! |
|
Вернуться к началу |
|
serg777
Зарегистрирован: 27.02.2008 Сообщения: 5025 Откуда: Подуфимье
|
Добавлено: Ср Мар 27, 2013 3:32 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Нет, я тот что слева А со шляпой - cameraman (признался впоследствии, что столько, сколько на Байкале, он не выпил за всю предыдущую жизнь)
Ну а теперь, с вашего позволения, продолжу.
11.03.2013г. Понедельник, Листвянка, 11 утра, судоверфь. После контрольного инструктажа экспедиционеры выехали на лед, построились для торжественного старта и участия в ритуале под названием «Коктейль Байкала».
С некоторых пор (бывалые экстремалы говорят, что обряду путешественников в данном варианте лет двадцать), помимо традиционного обращения к батюшке-Байкалу с просьбой принять гостей, помимо капания водки безымянным пальцем на четыре стороны света с благими мыслями и пожеланиями, энтузиасты усилили обряд следующим образом. Обыкновенные ледобуры вгоняют в лед сантиметров на 10-12 (знатоки утверждают, чтобы входило 50 граммов водки), затем заполняют лунку алкоголем и после тоста выпивают напиток через соломинку. Ибо это уже не чистая водка, а правильный напиток, представляющий собой смесь водки, чистейшего воздуха и льда. Лучше использовать водку с одноименным названием – Baikal ice (Байкал Айс) она для таких случаев подходит лучше всего. Что в итоге? В итоге все бары мира со своими коктейлями отдыхают.
Ну а «побурханив» - именно так называется сей обряд – «бурханить», перед длительным переходом - тренировочные заезды, возможность заполучить порцию адреналина, попробовать Байкал что называется на зубок. И я мгновенно получил щелчок по носу (но зубы уцелели (тем кто в курсе - экспедиция к озеру Чартолы – первые километры и выбитые мои три зуба)) - предупреждение от Байкала, – не шали на льду! - дрифтуя на снегоходе, попал боком в небольшой заструг, не удержал машину и перевернулся. К счастью, все обошлось. Ветровое стекло и кое-какой пластик незамедлительно были отнесены в разряд «расходников». Вся группа единогласно сошлась во мнении, что Байкал взял свою дань за проезд. Спустя несколько минут колонна в составе четырех квадриков, снегохода и двух внедорожников двинулась в сторону поселка Большие Коты, где был запланирован первый перекус. Поскольку началась масленичная неделя, самые дальновидные из путешественников прихватили блины, которые были съедены в первую очередь (подогретые ессно, на глушителе снежика!). Вскоре после перекуса состоялось и первое знакомство со становой трещиной.
Эти разломы возникают при замерзании озера и представляют собой сквозные трещины во льду. Их возникновение сопровождается оглушительным треском, а на земле ощущается что-то типа легкого землетрясения. Вода, появившаяся в трещине замерзает, а при повышении температуры или под напором ветра лед начинает наползать, дыбится, часто образуя торосы необыкновенной красоты и цвета высотой иногда с двухэтажный дом и выше.
Трещина, после пересечения ее квадроциклом, плеснула на незваных гостей водой, стало понятно, что ехать опасно.
После Больших Котов обозначилось преимущество квадроциклов перед снегоходом на голом Байкальском льду.
Последнему не хватало именно снега, а причина носит чисто конструктивный характер: гусеница забрасывает снег на радиатор, расположенный в тоннеле, так как на Скандике второй воздушный радиатор чисто вспомогательный, он эффективен при работе на повышенных нагрузках. Также без снега «горят» склизы гусеницы. А в данной ситуации снега катастрофически не хватало.
Я принял решение уходить к берегу, где было больше снега, встречались «пироги» - такие снежные подушки на льду, а самое главное там была становая трещина, выдавленный лед оброс сугробами, и этого снега вполне хватало для охлаждения движка снегохода. Связь с основной группой держалась по рации.
Возле мыса Кадильного лед оказался тонок и хрупок, овальные пузыри свидетельствовали о выходе метана.
Метан поднимает как насос со дна более теплую воду и лед в местах его выхода тонок, образует так называемые «пропарины», опасные для транспорта. После короткого совещания
«колесники» выехали на берег, а потом снова вернулись на лед.
Здесь необходимо сказать, что нашу команду сопровождал ледовый капитан Александр Андреев (об этом удивительном человеке, профессиональном подводнике, награжденном орденами и медалями за участие во многих операциях по устранению последствий техногенных катастроф, типа аварии на Саяно-Шушенской ГЭС я расскажу позже особо).
Определение «Ледовый капитан» приписывают Александру Бурмейстеру, основавшего в свое время Лигу байкальских капитанов.
Ледовый капитан, опытный проводник, словно сканирует лёд и занесенные снегом трещины, почти безошибочно определяя, что из себя они представляют. А «контрольное вскрытие» трещин (снег разметают а трещину пробивают пешней, определяя толщину и структура льда) в большинстве случаев подтверждает предварительный диагноз - «пригодна для прохождения транспорта», после чего по рации выдаются советы собственно по самому прохождению.
На первый взгляд все трещины похожи (во всяком случае по форме), но одни пересекаются по прямой на большой скорости, а другие – под определенным углом. Проходя трещину на высокой скорости, можно повредить подвеску или загнуть тяги об мощные выступающие льдины, которые маскирует снег.
И наоборот, проползая тихонько опасное место, возникает опасность просто застрять, что неоднократно и происходило. В процессе преодоления природных барьеров в виде трещин и гор «битого хрусталя», именуемых коротким определением «торосы», помимо хладнокровия и, безусловно, определенного мастерства или хотя бы навыка, требуется определенное чутье, которое мы и начали нарабатывать с первого дня.
Перед бухтой Песчаной повстречали группу пешников, которые шли из Бугульдейки в Листвянку, с ночевками на льду в палатке. Здесь был очередной перекус с оригинальной подачей напитков и еды на «Байкальских подносах»
Перед Песчанкой – очень красивый островок
с уютным гротом, на время ставшим нашим прибежищем
В бухте Песчаная на базе «Байкальские дюны» была запланирована первая ночевка. Здесь наша сборная «спасла» немецкого путешественника Вольфганга, который на велосипеде, ночуя в палатке, пытался доехать до Северобайкальска, но через три дня пути понял бессмысленность своей затеи: не по-весеннему сильные морозы, мощный ветер и глубокий снег заставили повернуть его назад. 63-летний путешественник выглядел уставшим, хотя держался стойко.
Станислав откликнулся на просьбу велосипедиста, устроив его на ночлег в «Дюнах». Вечером путешественника пригласили на ужин, состояние его несколько вызывало опасение, видно было, что он сильно замерз и очень сильно устал. Горячий ужин и пятьдесят граммов водки «Байкал Айс» (исключительно в традициях народной медицины), вернули немца к жизни. Удивительно, но утром выглядел бодро, даже не простудился.
Говорит (наше общение шло на чудовищной смеси немецкого и английского), после плотного ужина спал очень крепко, и снились ему большие, теплые русские женщины.
На прощание мы подарили ему бутылку водки, показав, что в случае крайней необходимости можно ориентироваться по ней как по карте и показали на рифленый рисунок Байкала на бутылке.
Бухта Песчаная – этакая Байкальская ривьера. Летом вода здесь прогревается до комфортной для купания температуры, посему в сезон здесь не протолкнуться. А сейчас пусто – красота
Здесь растут так называемые «ходульные деревья» - обыкновенные лиственницы, которые ветер и вода постепенно лишают опоры, вот и пытаются они выжить как могут.
Переход первого дня составил – 85 километров. Средняя дневная температура – 8—10 градусов, солнечно и ветрено. Северо-Запад обещал смену погоды, мы гадали, что он нам принесет. Для безопасности хотелось бы мороза, для комфорта – тепла. Закат был чудесен
А высыпавшие позже звезды обещали хороший день.
(Продолжение следует)
Последний раз редактировалось: serg777 (Пт Апр 05, 2013 10:17 am), всего редактировалось 4 раз(а) |
|
Вернуться к началу |
|
Spaceman
Зарегистрирован: 22.08.2011 Сообщения: 271 Откуда: Уфа
|
Добавлено: Ср Мар 27, 2013 4:04 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Шикарно! |
|
Вернуться к началу |
|
Ильич
Зарегистрирован: 08.02.2005 Сообщения: 639
|
Добавлено: Ср Мар 27, 2013 4:06 pm Заголовок сообщения: |
|
|
ХА! Началось...
Ждем, ждем.
|
|
Вернуться к началу |
|
serg777
Зарегистрирован: 27.02.2008 Сообщения: 5025 Откуда: Подуфимье
|
Добавлено: Ср Мар 27, 2013 4:16 pm Заголовок сообщения: |
|
|
В перерыве между написанием продолжения еще несколько фоток первого дня. Как говорится, no comment. Все фото - cameraman
|
|
Вернуться к началу |
|
Franc
Зарегистрирован: 24.06.2003 Сообщения: 3656 Откуда: Уфа
|
Добавлено: Ср Мар 27, 2013 5:28 pm Заголовок сообщения: |
|
|
Шикарно, это не то слово! |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
|