Pilott
Зарегистрирован: 21.12.2009 Сообщения: 1542 Откуда: Уфа
|
Добавлено: Ср Сен 17, 2014 9:14 am Заголовок сообщения: Нургуш и Пороги |
|
|
Ожидание выходных началось с Инзерских Зубчаток. Место красивое, но малость трешовое, а рубилова хотелось избежать, и красивое место посмотреть. Поэтому было предложено ехать на Нургуш.
С трассы М5 сворачиваем на первом указателе Сибирка и встаем на грейдер. Буквально через километр догнали Хонду Сивик, медленно крадущуюся в опасности ободрать бампера и днище этими приветливыми камушками с острыми краями. Благо Сивик не стал упираться, и быстренько пропустил колонну из двух УАЗов дальше.
Дневку Денис предложил сделать на некоем карьере. Ну карьер, так карьер. Съезжаем с дороги в поле, в принципе обычная лесная дорожечка, заставившая только в одном месте по неосторожности размотать динамику. Спустя ндцать минут или даже час выезжаем на более обозначенную лесную дорогу и встречаем Приору. После нескольких секунд красноречивого удивления, пришло осознание, что значит где-то есть гораздо более прямой путь.
Обед устроили на холме, и было так красиво и спокойно, что водители быстренько решили заинстаграмить, тем более на возвышенности неплохо работала связь.
Холм представлял собой отвал из ржаво-бурой породы, красноречиво напоминающей, что здесь добывают железо.
Интернет подсказал, что карьер представляет собой Карельское месторождение железных руд, которое законсервировано с 1991 года. Однако остаточные запасы еще есть и техника сюда, пожалуй может вернуться.
Далее была непрекращающаяся ода уазику в радиоканале, о том, что «как клева на нем валить 80 по грейдеру и ему все по барабану». В Сибирке долго стоим рядом с магазином решая, что же нам надо купить: еда есть, пиво есть, вкусняшки есть, но что-то же надо? Ладно, пусть это будет соль. Покупаем и валим через шлагбаум заплатив проходной взнос к кордону «У трех вершин»
После смешного брода, который героически преодолел даже Лексус РХ330, дорога стала уходить все выше и выше, и стало появляться все больше и больше камней.
Вверх ползли где-то час. Рекорды ставить никто не собирался, поэтому во всех непонятных местах выходим и осматриваемся. Надо сказать, я чиркнул какой-то камушек буквально один раз, и вообще УАЗик очень неплохо подходит для «Рок Кроалинга», даже в стоке.
[url]<object><param></param><param></param><param></param></object>[/url]
Добравшись до верхней тропы спешиваемся и ползем в гору. На высоте гора оголяется и приветливо встречает курумом.
Весело скачем по камням,
небольшое плато и прекрасный вид на окружающую действительность.
Внизу озеро Зюраткуль
Жаль что дымка, однако это дает нам шанс не ждать заката и спускаться за светло.
Попутно встречаем местного жителя.
Гадюка?
За светло удалось только начать, а дрова на кордоне покупали уже в полной темноте, хоть и прошло 40 минут.
На ночевку встали опять в карьере.
Далее по планам была Уреньга, но погода горами не манила, и решили сначала скататься на Пороги.
С М5 до Бердяуша просто офигенская дорога - новый ровный асфальт, который петляет по трем измерениям, а кругом красивый Золотой лес. Накрапывает дождик, настроение благовейно спокойное.
После Бердяуша асфальт кончается, но настроение это никак не меняет. Дорога все также прекрасна, а перевалы заставляют пользоваться даже второй передачей.
Пороги.
В данный момент плотина, здания и оборудование электростанции, плавильного цеха, открытая монорельсовая эстакада, здание химлаборатории - все находится в составе памятника истории комплекса «Пороги».
Очень интересные статьи:
http://www.tek-russia.ru/issue/articles/articles_64.html
http://www.bashturist.ru/people/porogi.html
Выделю основные моменты:
Уникальность комплекса "Пороги"
1. Гидроэлектростанция в составе комплекса - старейшая действующая ГЭС России.
2. Плотина этой ГЭС — по-видимому, единственная не только в отечественной, но и в мировой практике, по конструктивному решению. Плотина ГЭС "Пороги" выполнена путем кладки на растворе грубоотесанных камней прямоугольной формы с правильной перевязкой швов, причем поперечное сечение плотины повторяет характерный профиль водосливной части бетонных гравитационных плотин: верховая грань, близкая к вертикальной, низовая, выпуклая в верхней части и вогнутая в нижней.
3. Уникальность оборудования машинного зала ГЭС (турбин) :
— все турбины уникальны, как изготовленные по индивидуальному заказу;
— турбины изготовлены ведущими фирмами Европы, которые непосредственно стояли у истоков гидроэнергетики;
— турбины являются действующими до сих пор, претерпев минимальные реконструкции, что уникально в мире вообще. Сам набор оборудования производства разных фирм является незаурядной музейной коллекцией истории техники начала ХХ века.
Тронуло досье Бориса Александровича Бахметьева, проектировщика плотины:
Борис Александрович Бахметев родился 20 июля (по некоторым данным, 1 мая) 1880 года в Тифлисе. Был усыновлен инженером-технологом Александром Павловичем Бахметевым. Окончил в 1898 году Первую Тифлисскую городскую гимназию с золотой медалью, затем, в 1903 году, – Институт инженеров путей сообщения императора Александра I. Был командирован в Европу, где в течение года обучался гидравлике в Цюрихском политехникуме, после этого учился в Америке.
Работал на кафедре гидравлики СПбПИ императора Петра Великого, там же преподавал курс «Гидротехнические сооружения» на электромеханическом отделении.
В 1912 году защитил диссертацию на звание адъюнкта прикладной механики и был избран экстраординарным профессором кафедры прикладной механики по отделу гидравлики и гидротехнических сооружений.
В июне 1917 года Бахметев был назначен на должность посла России в США. Октябрьского переворота не принял, активно помогал белому движению. После подписания в 1922 году Раппальского договора Советской России с Германией вернулся к научно-инженерной деятельности и занялся предпринимательской деятельностью.
В 1931 году, приняв американское гражданство, стал профессором Колумбийского университета по курсу гидравлики, был избран почетным членом ряда престижных американских академий. Оказывал помощь эмигрантам из России, основал фонд помощи русским студентам. На его средства был создан Архив русской и восточноевропейской истории и культуры в Колумбийском университете – одно из лучших собраний российских документов за рубежом, носящий его имя и существующий до сих пор на доходы от оставленного Бахметевым капитала.
Умер 21 июля 1951 года близ Нью-Йорка.
Общее впечатление о комплексе удручающе-волнующее.
Брошенные цеха пока не превратились в полный утиль, но все идет к тому – вандализм процветает, и по всюду куча надписей, мусор, остатки бутылок.
Осматривая цеха у меня складывалось стойкое ощущение погружения в игру Халф-Лайф. Ну вы знаете, где идешь полутемными заваленными коридорами, копошишься в каком-то старом и заброшенном оборудовании, и такой равномерно убаюкивающий гул все еще чего-то работающего. Покряхтывания хед-краба разве что не хватило.
Мы поначалу подумали, что комплекс заброшен, однако размеренный гул турбин и генератора подсказывали нам, что в ГЭС теплится жизнь.
И тут я в щелку подсмотрел, что в машинном зале ходит человек. Значит туда можно попасть! После переговоров и уговоров мы все таки оказались внутри.
Оператор, стыдно признаться, но я так и не спросил его имени, с удивительным интересом набросился на нас с рассказами о генераторах, о том как они чинят подшипники, о грохоте турбины когда отваливается лопатка. Как он регулирует частоту тока и напряжение. А том что раньше малая турбина давала свет и возбуждение обмотки, а большая работала на завод. А теперь все работает на две деревни, гостиницу и с трудом хватает электричества.
Главная турбина. Электричество выдает новый генератор слева. Справа виден корпус старого генератора
Поведал нам о том, что в конце 80х годов немцы хотели вывезти оборудование к себе, в музей и взамен поставить новое, однако перестройка и бурные 90е оставили все как есть.
Попрощавшись с оператором, еще раз постояли рядом со стеной воды, послушали рокот стихии, помокли под дождем и тронулись домой.
Прохватили через Сатку и Бакал, просто чтобы спокойно насладится туманом и уже наступившей Золотой Осенью.
 |
|