| 
                 | 
         
                
                | Автор | 
                Сообщение | 
         
                
                alex onboard
 
  
  Зарегистрирован: 15.12.2003 Сообщения: 1091 Откуда: уфа
  | 
                
                        
                                 Добавлено: Вт Окт 20, 2015 12:40 am    Заголовок сообщения: Мой опыт постройки электровелосипеда | 
                                        | 
                         
                        
                                
  | 
                         
                        
                                 
 
Электровелосипед в собранном состоянии на начало сезона.
 
 
Мысль пересесть с машины на велосипед и ездить на нем на работу пришла не внезапно, а долго вынашивалась и
 
ждала своего часа, чтобы окончательно окрепнуть. Периодически я поддерживал разные акции вроде «на работу на
 
велосипеде», но это были редкие случаи, и основная тому причина – большое расстояние между домом и работой,
 
около 40 км в сумме. 
 
 
Для поездки раз в неделю это нормально, но для ежедневных пробегов расстояние было для меня весьма напряжным.
 
Помимо большого расстояния, свою лепту вкладывали перепады высот по маршруту –  затяжные подъемы и довольно 
 
крутые горки, а также отсутствие нормальной инфраструктуры для велодвижения в некоторых местах. Сил на передвижение
 
затрачивалось столько, что редкие поездки не приносили ожидаемого удовольствия.
 
 
Что же делать? Хочется ездить на велосипеде, но при этом тратить меньше усилий и получать больше удовольствия.
 
На ум пришли посты на habrahabr.ru про электровелосипеды, да и на других ресурсах периодически появлялись отзывы
 
о самособранных электровеликах и о том, как это классно.
 
 
Пришла пора теоретической подготовки. Практически сразу я вышел на глобальный форум по электротранспорту, который
 
так и называется http://electrotransport.ru/. На нем я завис недели на две. В процессе изучения информации стало ясно,
 
что электротранспорт – удовольствие совсем не дешевое и нюансов о-очень много.
 
 
Для примера, чтобы выбрать мотор, нужно было определиться со множеством параметров:
 
- номинальная мощность (напрямую связана с весом)
 
- рабочее напряжение
 
- конструкция (редукторное или с прямым приводом)
 
- исполнение тормоза (ободные/дисковые)
 
- установка на переднее или заднее колесо (для заднего дополнительно – под трещетку или кассету).
 
 
Более подробно – по ссылкам:
 
http://electrotransport.ru/ussr/index.php?topic=21107.0
 
http://electrotransport.ru/ussr/index.php?topic=10239.0
 
 
Каждый параметр может косвенно повлиять на всю конфигурацию (стоимость и вес) в целом, поэтому нужно четко понимать –
 
что именно хочется получить в итоге. Собственно, поэтому множество тем на форуме посвящено вопросу выбора компонентов.
 
 
 
 
Так выглядит мотор-колесо. Маломощное практически неотличимо от большой втулки, а есть и еще меньше.
 
 
Среднестатистический комплект электровелосипеда состоит из следующих компонентов:
 
- мотор-колесо (подвесные моторы и прочую экзотику не рассматриваем)
 
- батарея
 
- контроллер
 
- органы управления
 
- зарядное устройство.
 
 
С батареей тоже есть над чем подумать. Наиболее распространены следующие типы аккумуляторных батарей:
 
- свинцовые (тяжелые, маломощные, недорогие, недолговечные, не критичны к холоду, пожаровзрывобезопасные)
 
- литий-ионные Li-Ion (легкие, мощные, не очень дорогие, средний срок эксплуатации, не любят холод, сравнительно безопасные)
 
- литий-полимерные Li-Pol (легкие, мощные, дешевые, средний срок эксплуатации, не любят холод, очень пожароопасные)
 
- литий-железофосфатные LiFePO4 (средней тяжести, мощные, дорогие, очень долговечные, не критичны к холоду, сравнительно безопасные).
 
 
Под каждую задачу и бюджет – свой тип аккумулятора.
 
Изначально я рассчитывал получить легкую конфигурацию электровелосипеда, который можно было сравнительно легко 
 
превратить в обычный велосипед (для покатушек за городом или велопоходов). Это означало маломощный редукторный мотор (350 Вт/36 В)
 
на переднее колесо и небольшую батарею.
 
 
 
 
Собранная на заказ батарея из аккумуляторов типоразмера 18650
 
 
Компоненты заказывал на http://li-force.ru/, этот интернет-магазин показался оптимальным по совокупности
 
параметров – стоимость, скорость доставки, поддержка. Они же делают любую конфигурацию батареи на заказ, 
 
это зачастую выходит дешевле готовых, а уж если нужна батарея хитрой формы и параметров – то и вовсе без вариантов.
 
Из минусов – непредсказуемый сервис. Могут отправить быстро, могут зависнуть на несколько недель или даже месяцев.
 
Мотор-колесо заказывал со спицовкой в обод, чтобы не бегать по мастерским по приходу компонентов, а поставить 
 
покрышку и сразу кататься. Впрочем, «сразу кататься» все равно не получилось, но об этом позже.
 
 
Стоимость компонентов на лето 2015 года:
 
- мотор-колесо XOFO 350 Вт, контроллер 6fet, спицовка в обод 26”, кабели, ручки, дисплей: 13700.
 
- батарея из элементов LG 18650D1, конфигурация 10S3P, с БМС и зарядным устройством: 13400.
 
Итого: 27100 рублей.
 
 
Через некоторое время я получил в офисе транспортной компании две коробочки. Не терпелось все это установить и попробовать.
 
Распаковав коробку и приступив к монтажу были обнаружены следующие моменты:
 
1.	ось мотор-колеса не лезла в дропауты, была примерно на 1 мм шире необходимого – 10 мм против нужных 9 мм. 
 
Решил этот вопрос подпиливанием оси до нужного размера.
 
2.	Мотор-колесо было без крепления дискового тормоза. Этот момент отсутствовал в конфигураторе на сайте, но
 
 на картинке мотор был с креплением под диск. Было решено установить пока такой мотор и заказать еще один с
 
 креплением под диск, а по приезду нового бездисковый продать. 
 
 
В остальном комплект оставлял впечатление законченного изделия, не нужно было никакой доработки в части
 
 пайки и т.п., все подключалось путем соединения нужных разъемов. Даже инструкцией можно было не пользоваться.
 
 Порадовали влагозащищенные соединительные кабели и разъёмы.
 
 
Пришлось помучаться немного с расположением курка газа, чтобы удобно разместить вместе с другими ручками и
 
 манетками. Но самое главное, нужно было изготовить усилитель дропаута, без него первая же поездка была чревата
 
 поломкой вилки. На форуме есть целая ветка (http://electrotransport.ru/ussr/index.php?topic=3849.0) с фотографиями
 
 сломанных вилок, поэтому рекомендуют ставить усилитель даже на самый маломощный мотор. Усилитель можно
 
 было купить, а можно изготовить самостоятельно. Я решил делать его сам, закупившись железками в строительном
 
 магазине. На изготовление ушел один вечер, из самых технологичных инструментов при этом была дрель.
 
 
 
 
Самодельный усилитель дропаута
 
 
Теперь все составляющие были в наличии, монтаж занял не больше часа. Предстояла первая поездка. Первые ощущения –
 
«аааа, оно само едет!». Это надо почувствовать – ты крутишь педали как обычно и вдруг – словно ветер подул в спину или 
 
кто-то начал тебя подталкивать. Чувствуется ускорение и легкость кручения педалей. 
 
 
Ожидания мои полностью оправдались – оно ехало и ехало хорошо. Можно было вводить электровелосипед в эксплуатацию.
 
Единственным минусом было отсутствие переднего тормоза. Временным (и пока весьма и весьма постоянным) решением была
 
установка ободного тормоза. После гидравлики ощущения, конечно, совсем не те. В данный момент жду мотор с креплением
 
дискового тормоза (на момент написания статьи пошел третий месяц ожидания).
 
 
 
 
Небольшой контроллер помещается в нарамной сумочке
 
 
Теперь про конкретные полученные характеристики и некоторые выводы после сезона эксплуатации – более 1200 пройденных
 
километров.
 
 
Параметры мотор-колеса – 350 вт, 36 В.
 
Максимальная скорость на электротяге – 27 км/ч.
 
Общий вес снаряженного электровелосипеда – 18 кг (14,3 кг до установки мотор-колеса).
 
Вес батареи – 1,5 кг.
 
Запас хода на батарее – примерно 40 км.
 
 
Может показаться, что скорость 27 км/ч – это не много. На самом деле, это практически предел для безопасного 
 
перемещения по городу. По крайней мере, для меня. На велодорожке, а перемещаюсь я, в основном, по ней, бОльшая 
 
скорость чревата риском столкновения с людьми и машинами. На дороге скорости тоже вполне хватает – обычно 
 
едешь от светофора до светофора с одними и теми же.
 
 
БОльшая мощность – это бОльший вес, бОльшая цена, переход в другую категорию. Это уже не электровелосипед,
 
а, скорее, электромопед. Даже 350 Вт – это уже электромопед, ведь, по закону, электровелосипед может иметь
 
мощность мотор-колеса до 250 Вт.  Что уж говорить про конфигурации на 500 Вт и более – это уже совсем другие
 
аппараты и с велосипедом их объединяет лишь два колеса. Зачастую у них даже нет педалей.
 
 
Моя батарея имеет  весьма комфортный вес – он позволяет, при необходимости, снять ее и закинуть в рюкзак,
 
а также незначительно увеличивает вес велосипеда. Путь на работу, около 40 км в обе стороны, расходует 
 
примерно 60-70% заряда. Мой рекорд на одном заряде – около 60 км, при этом встречались весьма крутые участки 
 
(в частности, подъем с набережной к Конгресс-холлу). 
 
 
 
 
Идеальное размещение батареи – в подрамной сумке
 
 
Поведение велосипеда не изменилось, разве что вытягивать переднее колесо и запрыгивать на бордюр стало
 
тяжелее. Приходится выбирать дорогу и поругивать строителей тротуаров. Поскольку живу в доме без лифта, 
 
приходится таскать на третий этаж – и опять же, вес не напрягает. 
 
 
Несколько ухудшился накат, но тут, думаю, заслуга широких зубастых покрышек. Несколько раз пробивал 
 
колеса – в первое время недокачивал по неопытности, несколько раз ловил саморезы/прутки. Поэтому в подрамной 
 
сумке, помимо батареи, всегда ремкомплект, насос, заплатки, инструмент.
 
 
Заметил, что практически отпала необходимость в переключателях звездочек – передним вовсе не пользуюсь, 
 
задний работает всего на двух-трех передачах и только в крутые подъемы приходится переключаться на оставшиеся.
 
Судя по этому опыту, мотор-колесо вполне подойдет даже для городских сингл-спидов. В итоге, передний
 
переключатель вовсе демонтировал.
 
 
 
 
Органы управления. Слева – курок газа, справа – панель управления
 
 
После первого сезона мотор и батарея в порядке, ничего не отказало, хотя бывали поездки в дождь. 
 
Краткое резюме об электровелосипеде из моего опыта.
 
Преимущества:
 
- комфортное и быстрое перемещение по городу
 
- низкая стоимость одной поездки
 
- простая конвертация в обычный велосипед (примерно 15 минут)
 
Недостатки:
 
- высокая цена
 
- увеличение веса велосипеда
 
- снижение безопасности перемещения.
 
 
Кто-то скажет – «это уже не велосипед». Да, это не обычный велосипед. Но крутить педали, как бы то ни было,
 
приходится. Просто делаешь это с удовольствием, без чрезмерного напряжения. Не будь у меня электровелосипеда – 
 
ездил бы на машине. А так – езжу с комфортом на велике. Думаю, пользы в результате больше.
 
 
Что планируется в новом сезоне? Хочется наконец-таки получить мотор-колесо с креплением дискового тормоза и
 
ездить на полной гидравлике. Есть мысль перейти с хардтейла на двухподвес – комфорт возрастет значительно 
 
(все же, дорожки и дороги у нас оставляют желать лучшего).  Мощности вполне достаточно, тут изменений не планируется.
 
А вот если изобретут аккумуляторы дешевле и легче раза в два – будет совсем хорошо.
 
 
Надеюсь, мой опыт построения электровелосипеда окажется кому-нибудь полезным. Возможно, кто-то тоже захочет
 
электрифицировать свой велосипед или просто чаще ездить на обычном. В любом случае, это довольно интересно
 
и вполне реально. Катайтесь чаще и не забывайте надевать шлем!
 
 
 
 
На ночи 1000 велосипедистов | 
                         
                                          | 
         
        
                | Вернуться к началу | 
                 | 
         
        
                
                sns.caster
 
  
  Зарегистрирован: 22.12.2003 Сообщения: 2660 Откуда: Ufo
  | 
                
                        
                                 Добавлено: Вт Окт 20, 2015 10:30 am    Заголовок сообщения:  | 
                                        | 
                         
                        
                                
  | 
                         
                        
                                Красава, че!
 
 
Респект таким парням! | 
                         
                                          | 
         
        
                | Вернуться к началу | 
                 | 
         
        
                
                БИРЮКOFF
 
  
  Зарегистрирован: 05.04.2004 Сообщения: 9912 Откуда: Отовсюду
  | 
                
                        
                                 Добавлено: Вт Окт 20, 2015 11:45 am    Заголовок сообщения:  | 
                                        | 
                         
                        
                                
  | 
                         
                        
                                Круто конечно, но в результате это уже все-таки не велосипед. Хотя девайс имеет право на существование, тем более если его самому можно собрать, реализовав свою тягу к конструированию. 
 
 
А я мотороллер хочу   Уже пару лет думаю взять какую-нить хонду активу на лето, на работу ездить (из Алексеевки в город на велике не комфортно, т.к. большегрузный трафик высокий а дорога узкая) | 
                         
                                          | 
         
        
                | Вернуться к началу | 
                 | 
         
        
                
                exgeo92
 
  
  Зарегистрирован: 09.02.2014 Сообщения: 247
 
  | 
                
                        
                                 Добавлено: Вт Окт 20, 2015 11:54 am    Заголовок сообщения:  | 
                                        | 
                         
                        
                                
  | 
                         
                        
                                Спасибо! Подробно, доходчиво, интересно, полезно!   | 
                         
                                          | 
         
        
                | Вернуться к началу | 
                 | 
         
        
                
                Аминев
 
 
  Зарегистрирован: 29.09.2011 Сообщения: 4747 Откуда: Уфа
  | 
                
                        
                                 Добавлено: Вт Окт 20, 2015 3:40 pm    Заголовок сообщения:  | 
                                        | 
                         
                        
                                
  | 
                         
                        
                                не надо 2подвес. 
 
штырь подседельный с аммортизатором ИМХО лучше будет.
 
 
навигатор знакомый)))
 
 
Зачет. самый главный вопрос - батарея сколько заряжается?
 
 
зюыю ксяоми анансировала свой аналог сегвея. запас хода 20-40 км.
 
цена от 300 долларов. | 
                         
                                          | 
         
        
                | Вернуться к началу | 
                 | 
         
        
                
                alex onboard
 
  
  Зарегистрирован: 15.12.2003 Сообщения: 1091 Откуда: уфа
  | 
                
                        
                                 Добавлено: Вт Окт 20, 2015 4:28 pm    Заголовок сообщения:  | 
                                        | 
                         
                        
                                
  | 
                         
                        
                                
          | Аминев писал(а): | 
         
        
          не надо 2подвес. 
 
штырь подседельный с аммортизатором ИМХО лучше будет.
 
самый главный вопрос - батарея сколько заряжается? | 
         
 
 
 
подседельный штырь - это бюджетнее, да =) можно попробовать.
 
 
насчет батареи хотел написать в статью, но конкретных цифр нет - не засекал, ставлю на ночь обычно.
 
примерно 5-6 часов полный заряд. думаю, с другим зарядным можно быстрее, но нужно на параметры аккумов смотреть - какой они могу ток принять. при зарядке батарея не нагревается, а вот при интенсивной отдаче (продолжительная езда в горку на полном газу) - бывает теплой. | 
                         
                                          | 
         
        
                | Вернуться к началу | 
                 | 
         
        
                
                Uralla
 
  
  Зарегистрирован: 11.12.2006 Сообщения: 4029 Откуда: из Уфы
  | 
                
                        
                                 Добавлено: Вт Окт 20, 2015 5:00 pm    Заголовок сообщения:  | 
                                        | 
                         
                        
                                
  | 
                         
                        
                                Молодец. С моей точки зрения самое адекватное решение - переднее мотор-колесо. Легко заменил на обычное и поехал в поход по ебеням.  
 
 
Я даже смотрел варианты в районе 250 ватт. Выше особо смысла нет, потому как наиболее правильно - это помогать ехать в горку и против ветра, а не гонять только на моторе. Так и батарейки на дольше хватит и вроде как дешевше-легче конструкция выходит. Для тех кому надо больше, проще мопед или мотоцикель купить вместо велика. | 
                         
                                          | 
         
        
                | Вернуться к началу | 
                 | 
         
        
                
                alex onboard
 
  
  Зарегистрирован: 15.12.2003 Сообщения: 1091 Откуда: уфа
  | 
                
                        
                                 Добавлено: Вс Июл 10, 2016 12:17 am    Заголовок сообщения:  | 
                                        | 
                         
                        
                                
  | 
                         
                        
                                второй сезон на электровелосипеде. кратко поделюсь новостями.
 
 
 
 
 
к началу сезона пришел мотор с креплением под дисковый тормоз. параметры те же, что и у прежнего мотора, вес чуть побольше - наверное, корпус усиленный.
 
спицевал в Уфе, обод взял черный - на прежнем напрягала блестящая кайма под вибрейки.
 
 
с установкой дискового тормоза проблем не возникло. также был заменен усилитель дропаута - самодельный черновой вариант (на котором я отъездил прошлый
 
сезон без поломок) уступил место сделанному на заказ цельному усилителю из 3 мм нержавейки. оклеен желтой светоотражающей пленкой. переделать
 
электровел в обычный можно за 15 минут.
 
 
красная сумка тоже заменена на черную =)
 
 
на электромоторе в этом сезоне пройдено более 800 км. каждый день, когда нет осадков, езжу на работу на велике - 36 км туда-обратно. крутить педали 
 
приходится, майский велопоход в крым (420 км без мотора, на одних мускулах) показал, что ноги слабее не стали - даже наоборот, думаю, что какие-никакие,
 
 но частые тренировки идут на пользу.
 
 
батарея потеряла за зиму в емкости около 10-15%, это по ощущениям. на 40+ км хватает с запасом, этого вполне достаточно. если еще года два протянет - будет
 
 хорошо.
 
 
замечено, что передачами практически не пользуешься - старт на моторе быстрее, чем щелкать переключателем. передний переключатель снял, на заднем 
 
пользуюсь тремя звездочками, когда уж совсем в крутой уклон иду.
 
 
по городу передвигаться ооочень удобно - не парят знаки, парковка, пробки. единственный минус - нужна сухая погода. нет, мотору и всему остальному ничего
 
 не будет, все влагозащищено, но мокрым и грязным ездить не хочется.
 
 
из планов на будущее - убрать штеккер подключения батареи в сумку. сейчас соединительный клеммник расположен снаружи - слишком короткий провод от 
 
контроллера. когда спрячу его внутрь - будет совсем безопасно под дождем.
 
 
желания взять мотор мощнее нет - свыше 30 км/ч в городе ездить просто опасно, да и вел становится тяжелее и дороже.
 
 
езжу с удовольствием, жду, когда подешевеют аккумы и станут легче моторы =) | 
                         
                                          | 
         
        
                | Вернуться к началу | 
                 | 
         
        
                
                 | 
         
 
        
        
        
	
      
      | 
 |