ГЛЦ России Бронирование жилья   Вебкамеры  Состояние трасс Поиск попутчика |  НеДома.ру
 !!! Правила ПоискПоиск ПользователиПользователи ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  ПрофильПрофиль Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения ВходВход

О древних мавзолеях Южного Урала

 RSS-поток ветки «О древних мавзолеях Южного Урала»
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Общий
Автор Сообщение
Кузьмин



Зарегистрирован: 09.01.2005
Сообщения: 23277
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: Сб Фев 05, 2011 1:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Это недалеко от Ташлов, что в районе Аслыкуля.
Вернуться к началу
Шурале56



Зарегистрирован: 23.05.2010
Сообщения: 6797
Откуда: Оренград

СообщениеДобавлено: Сб Фев 05, 2011 2:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

john25 писал(а):
Помимо перечисленных четырех мавзолеев, на Южном Урале существовали еще несколько, которые не сохранились в целости до наших дней:
– развалины двух мавзолеев близ поселка Приуральск на реке Урал (Кувандыкский район, Оренбуржье);
– типтяре на реке Урал (Оренбуржье);
– следы фундамента двух мавзолеев рядом с мавзолеем Тура-хана.

Зачотно!!! А про Оренбургскую область подробности какие-нть есть? А то в атласах и гуглях-землях пусто, Приуральский - только в Орен. районе...
Вернуться к началу
john25



Зарегистрирован: 26.05.2009
Сообщения: 2402
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: Сб Фев 05, 2011 2:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

shurale56 писал(а):
А про Оренбургскую область подробности какие-нть есть? А то в атласах и гуглях-землях пусто, Приуральский - только в Орен. районе...


Так и думал, что тебя заинтересует эта тема )) Пока все что нашел - написал, если накопаю еще - отпишусь.

Скорее всего от остальных мавзолеев остались лишь фундаменты. Но если сможешь что-нибудь разузнать у местных жителей - буду благодарен.

А, чуть не забыл. Мавзолей Бэндэбикэ находится рядом с селом Максютово Кугарчинского района РБ.
Вернуться к началу
Владлен



Зарегистрирован: 08.03.2005
Сообщения: 3210
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: Сб Фев 05, 2011 4:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

судя по фоткам в интернете, Мавзолей Бэндэбикэ - явный новострой из красного кирпича, причем недостроенный.
разве что форму пытались восстановить.

в гугле даже отметок нет возле максютово
Вернуться к началу
Шурале56



Зарегистрирован: 23.05.2010
Сообщения: 6797
Откуда: Оренград

СообщениеДобавлено: Вс Фев 06, 2011 3:19 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

john25 писал(а):
Так и думал, что тебя заинтересует эта тема )) Пока все что нашел - написал, если накопаю еще - отпишусь.

Скорее всего от остальных мавзолеев остались лишь фундаменты. Но если сможешь что-нибудь разузнать у местных жителей - буду благодарен.

Smile Благодаря Недома.ру уже заинтересовался оренбургскими водопадами, карьерами... Теперь очередь за кэшэнэ - по гуглям-яндексам именно так называются сооружения над захоронениями.
Цитата:
КЭШЭНЭ (кэшэнэ), архит. сооружение из камня или кирпича над могилами знатных людей в средневековых исламских гос-вах. Слово "К." иранского происхождения, переводится как "дом мертвых". Обязательный элемент К. - наличие купольно-сводчатого потолка. Это достигалось переводом прямоугольного основания на опред. высоте в многогранник, а затем в купол. Южн. Урал является сев. окраиной массового распространения К. вслед за Ср. Азией и Казахстаном.
http://www.bsunet.ru/encikl/kkk/keshene.htm
Согласно сслылке, в нашей области есть
Цитата:
Кэшэнэ Кызыл Мечеть, ист.-архит. памятник 14-15 вв. Расположен в Тоцком р-не Оренб. области. Исследован краеведом С.А.Поповым в 1968. Представляет собой три К. из красного обожженного кирпича. В основании - прямоугольные сооружения 12,5х6,5, 9х5 и 6,3х5,6 м (толщина стен 50 см.). Раскопаны соответственно 7, 3 и 2 погребений; одно из них в кирпичном склепе. Найдены металлич. чаши, куски парчовой одежды, металлич. полая трубочка с прикрепленным цилиндром, ножницы, серебр. зеркало и др.

По гуглю село называется Казыл-Мечеть, находится оно южнее Бузулука. Фот нет, к сожалению...

ЗЫ: А в Оренбургской области очень много более ранних захоронений курганного типа http://www.orenobl.ru/dostopr_history.php , в которых упокоены скифы, сарматы и прочие "кавалерийские" племена, вернее, их знатные представители.
Это тоже очень интересная тема, особенно если взять во внимание тот факт, что некоторые ученые (или "ученые"?), а также Hollywood (был у них "исторический" фильм), считают, что король Артур сотоварищи были сарматами Shocked ! Блин, Оренбургская область - родина прародителя английских королей!!! Yahoo!
Sorry за off Embarassed
Вернуться к началу
Кузьмин



Зарегистрирован: 09.01.2005
Сообщения: 23277
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: Вс Фев 06, 2011 4:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Владлен писал(а):
судя по фоткам в интернете, Мавзолей Бэндэбикэ - явный новострой из красного кирпича, причем недостроенный.
разве что форму пытались восстановить.

в гугле даже отметок нет возле максютово

Из кирпича - это только саркофаг над развалинами мавзолея. Сам мавзолей не сохранился - там только остатки кладки фундамента и нижних рядов. Смотреть в общем нечего.
Вернуться к началу
john25



Зарегистрирован: 26.05.2009
Сообщения: 2402
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: Вс Фев 06, 2011 10:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

shurale56 писал(а):
Smile Благодаря Недома.ру уже заинтересовался оренбургскими водопадами, карьерами... Теперь очередь за кэшэнэ - по гуглям-яндексам именно так называются сооружения над захоронениями.


Ну что ж, будем ждать фоток степных мавзолеев. Глядишь, занесет как-нибудь и в ваши края - полюбоваться на древность.
Вернуться к началу
john25



Зарегистрирован: 26.05.2009
Сообщения: 2402
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: Пн Фев 07, 2011 1:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Здесь можно скачать пьесу Айдара Хусаинова ""Бендебике и Еренсе-сэсэн".

http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/1358

И еще немного информации про мавзолей Бэндэбикэ. По информации историка-лингвиста Наила Валитова.

Полагаю, что во внутреннем помещении Мавзолея находились останки нескольких человек.

В Туркменистане имеется схожий по значению Мавзолей Султан Санджара(несколько саркофогов), в Узбекистане также имеется схожий Мавзолей Тимура(несколько саркофагов), в Казахстане также имеется схожий Мавзолей Хузя Ахмет Ясави(несколько саркофагов) и другие.
Все они относятся к комплексу сакрального характера, где прихожане постигали сокровенное, а некоторые получали исцеление.

Легенда имеет скаральный смысл, суть которой заключается в следующем:

1.Местоположение Мавзолея находится на возвышенности, внутри которой происходит формирование родниковой воды, которая обладает очищающими способностями(Изгелер Шишме Су.-Н.В.).

2.Горообразование это называется-Йома Тау(Пятничная гора, Благословенная гора.-Н.В.).Отсюда и название близлежащего села Максютово(Йома Тау Аулы).

3.Бенде Бике-это Богородица, заключенная в свойствах родниковой воды, посредством которой душа человека очищается и обретает качество ИРЕНСЕ(Осроу Тубэ Каэн Тау.-Н.В.), качество Аулии(Святого человека).

4."Противостояния" с казахами не было. Это борьба человека с собственными недостатками в результате очищения души .
Протолексема"Казах" на древнем, знаковом письме, которым владели наши предки, имеет вид: "Ак Тау Эфендэ.- Н.В.".
В стремлении достичь в ДУШЕ ГОСПОДА (АЛЛАХА) и обусловило название - БИКЕ(БЕЙЕК- Великая Богородица. - Н.В.).
Вернуться к началу
john25



Зарегистрирован: 26.05.2009
Сообщения: 2402
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: Пн Фев 07, 2011 1:06 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Полный текст легенды о Бэндебикэ. Опубликовано Талгатом Ишемгуловым.

http://kugarchi.ru/main/246-legenda-o-bjendjebikje.html

Давно это было, так давно, что пыль веков запорошила следы ходивших когда-то по этой земле людей, а время развеяло эту пыль в небытие, как ветер дым от потухшего костра.

Как рассказывали наши деды и прадеды, вольно жили тогда башкиры. Все дал Всевышний нашим предкам. Степи взглядом не окинуть, вершины гор орлам не достать, рекам нет числа, лесам нет конца. Кочевали башкиры по этой земле, не зная запрета. Растили детей, почитали родителей, соблюдали обычаи, слушали советы аксакалов. Казалось, живи, блаженствуй на этой земле. Но и яркое солнце заслоняет темная туча.

Человеческая жадность и гордыня не знали покоя в этом мире. Забыв заветы отцов и прадедов жить в согласии, законы, данные Аллахом, племена и роды грызлись между собой за лучшие пастбища и водопои. Совершали барымту за нанесенные обиды. Горевали старики, рыдали женщины, плакали дети. Тогда царил один закон - закон силы. Темная ночь опустилась на нашу землю. Казалось, нет надежды. Но всему в этом мире есть предел и после самойдлинной ночи наступает рассвет.

Для нас этой утренней звездочкой стала Бэндэбикэ. О, это была великая женщина! Славилась в наших краях своей мудростью и святостью. И ее терпению пришел конец. Послала она джигитов на самых быстрых скакунах к вождям всех окрестных племен и родов с призывом собраться на большой йыйын в ее родовом ауле Максют. Не посмели вожди ее ослушаться, приехали на йыйын.

Долго не утихали взаимные споры и обиды. Тут встала Бэндэбикэ и обратилась к вождям с гневной речью: «О, вы, достойные вожди родов! Одумайтесь! Гордыня ослепила вас! Враждой и ненавистью вы только губите свой народ и землю, поливая ее слезами седобородых стариков, вдов и матерей! Так слушайте, что я вам скажу! Если мы не прекратим эту междоусобицу, то о нашей слабости прослышат соседи, ненасытные казахские племена, и придут, за добычей налетят, как огненная буря, и только пепел будет веять над нашими сожженными кочевьями!»

Устыдились вожди, опустили головы, сознавая горькую правду Бэндэбикэ. Дали нерушимую клятву жить в мире и согласии. Возликовал народ. Поскакали гонцы во все аулы и кочевья с радостной вестью. Настал мир!
Недолго наслаждался народ спокойствием. Пахнуло горелым ветром пожарищ с востока. С дальних кочевий принесли черную весть. Прослышав о междоусобной вражде среди башкир идут набегом казахские племена.

Забили тревогу. Навстречу казахам отправился большой отряд воинов во главе с Бэндэбикэ. Встретились два войска в степи, подготовились к бою. Выехав вперед, обратилась Бэндэбикэ к нападавшим: «Стойте братья-казахи! В этой битве не будет победителей и побежденных. Только стервятники будут пировать на наших костях на радость нашим врагам. Подумайте, что нам делить? Если землю, то степь широка, всем места хватит. Если наживу, то еще никто не был счастлив на несчастии других. Если ищете славы, то стоит ли она слез и проклятий матери, потерявшей своих детей. Ну а если вас мои слова не вразумили, то мы готовы умереть, защищая родную землю». Удивились казахские воины, услышав эти слова из уст женщины. Поразились.

Собрались казахские аксакалы на совет и после споров решили из уважения к мудрой и святой Бэндэбикэ повернуть в обратную дорогу, в степи, и в знак примирения не совершать больше набегов на страну башкир. Долго не утихал праздник, где батыры состязались в силе и ловкости, а казахские акыны и башкирские сэсэны песнями восхваляли мир и доблесть своих недавних врагов. На следующий день еще раз, подтвердив клятвой нерушимый мир, башкиры и казахи мирно разъехались по своим кочевьям.

Разнеслась слава об этой женщине Бэндэбикэ по всем аулам нашего края. Шло время, подрастали дети. Не заметила Бэндэбикэ, как возмужал ее молодой муж Еренсэ, за которого она вышла замуж, подчинившись обычаям, будучи старше его на много лет. Всем был хорош Еренсэ. Силен как медьведь, быстр как сокол, на айтышах красным словом побеждал знаменитых сказителей. Его остроумные кулямясы и песни радовали сородичей на праздниках. Люди звали его Еренсэ-сэсэн.

Одна была беда. Горячая кровь джигита не давала ему покоя, захотелось ему воинской славы. Стал он подбивать молодежь идти в поход на казахские племена. Напрасно отговаривали его аксакалы от безумных советов. В своей гордыне Еренсэ-сэсэн не слушал разумных советов. Тогда встала Бэндэбикэ и сказала: «Послушай моего слова, Еренсэ, откажись от похода, не мути молодые головы, обещая добычу, недели шкуру неубитого медведя. Мы дали слово казахам хранить вечный мир, и проклятие падет на голову того, кто нарушит эту клятву. Нет тебе моего благословения!». Не внял Еренсэ-сэсэн грозному предостережению, отправился в поход. Почернела лицом Бэндэбикэ, заболела от огорчения, видимо, чувствовало сердце - быть несчастью.

Так оно и случилось. Едет Еренсэ-сэсэн с отрядом по степи и не чует беду, а она уже за плечами. Кто был охотником, сам стал добычей. Напали казахи не стой стороны, откуда ждали, застали башкир врасплох. Многие погибли, а оставшихся в живых джигитов во главе с Еренсе взяли в плен. Ждала их горькая участь. Видя их отчаяние, казахи смилостивились, поставили условие. Победит башкирский батыр казахского пехлевана в борьбе - отпустят пленных домой с конями в придачу, ну а не одолеет... горе побежденным, его убьют, а остальных продадут в рабство. Чувствуя свою вину за позор плена, бороться вышел Еренсэ-сэсэн.

Схватились два батыра за пояса и закружились в смертельном танце. Взревели азартными голосами воины казахов. Долго не могли одолеть друг друга в поединке. Силы были равные. Но удача отвернулась от Еренсэ-сэсэна. Изловчившись, казах опрокинул его спиной наземь и занес над ним кинжал. Все замерли в ожидании последнего удара. Тут неожиданно засмеялся Еренсэ-сэсэн. Изумленные казахи решили, что он повредился умом перед лицом смерти. Спросили его, что означает этот странный смех. Отвечал им Еренсэ-сэсэн, что смеется он над собой, ибо судьба наказывает его за то, что не слушал мудрых советов жены своей Бэндэбикэ.

Она была против этого похода, напомнив ему взаимную клятву башкир и казахов хранить вечный мир. Узнав, что перед ними муж столь почтенной женщины, казахи отпустили Еренсэ-сэсэна с оставшимися воинами домой.

Горькое было возвращение. Весть о поражении башкир в бесславном походе птицей перепархивала с кочевья в кочевье. Воротившегося в родной аул батыра ждало печальное известие, его жена, славная Бэндэбикэ, умерла от горя, завещав похоронить ее в собственном доме, насыпав над ним курган. Тут не выдержало сердце Еренсэ-сэсэна, тяжкое чувство вины за содеянное не оставляло ему выбора. С горестным криком прыгнув на коня, он ускакал в горы и, взобравшись на высокую скалу, бросился вместе с конем с вершины вниз. Там его и похоронили. Давно это было... Очень давно. Нескончаемо течет время, что плетет свою нить из уходящих в небытие лет, нанизывая на нее бусинки из добрых и злых поступков человека, только имя Бэндэбикэ и Еренсэ-сэсэна напоминают нам, что честь и долг, добрые поступки и есть слава, на вершину которой возносит благодарная народная память.
Вернуться к началу
john25



Зарегистрирован: 26.05.2009
Сообщения: 2402
Откуда: Уфа

СообщениеДобавлено: Пн Фев 07, 2011 1:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Про останки Бэндэбикэ.

Во второй половине 60-х годов прошлого века, когда от мавзолея-кэшэнэ остались практически одни развалины, здесь начали раскопки башкирские археологи под руководством тогда еще молодого ученого, а ныне известного археолога Нияза Абдулхаковича Мажитова.

Они обнаружили останки женщины, завернутые в лубок. Как отмечено в документах, особенности кладки из кирпича-сырца и слабо обожженного кирпича, а также особый кирпичный орнамент внешних стен позволяют отнести время сооружения мавзолея к XIV веку. Именно в золотоордынскую эпоху (XIII — XIV века) строились такие мавзолеи
Местное население, всегда сохранявшее трепетное отношение к своей святыне, было очень взволновано начавшимися раскопками. Но археологи объяснили максютовцам, что их цель — сохранение памятника истории для потомков. К тому же Нияз Мажитов загорелся благородной идеей восстановить внешность Бэндэбике, чтобы позволить людям увидеть, какой была эта женщина.

В 1968 году ее останки были направлены с этой целью в институт антропологии при МГУ к одному из ведущих специалистов в этой области М. С. Акимовой. Она занималась антропологическими исследованиями населения Южного Урала и была практически единственным ученым в Советском Союзе, владевшим методикой восстановления внешности человека по имеющимся останкам. Но в 1969 году Акимова скончалась. И работа была остановлена. Останки Бэндэбике, видимо, до сих пор хранятся в фондах института.
Вернуться к началу
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> Общий Часовой пояс: GMT + 6
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Страница 2 из 6

 



rax.ru
Powered by phpBB
Rambler's Top100